Belgazprombank

Белгазпромбанк продолжил дело Аладовой

Пресс-служба.

В Беларусь возвращены работы художников Аполлинария Горавского, Григория Бобровского и Фердинанда Рущица – благодаря очередному пополнению корпоративной коллекции Белгазпромбанка. Сделанные приобретения соответствуют концепции национального историко-культурологического проекта «Арт-Беларусь».

Белгазпромбанк продолжил дело Аладовой

Родившийся на Игуменщине художник Аполлинарий Горавский (1833–1900) внёс значимый вклад в культуру Беларуси и России второй половины XIX века. Казалось бы, наследие этого выдающегося академиста достаточно широко представлено в отечественных собраниях: в Национальном художественном музее хранится несколько десятков его работ. Однако имеющиеся в музее артефакты далеко не полностью отражают всю многогранность таланта Горавского. И приобретённый Белгазпромбанком пейзаж «Замок» открывает мастера с новой, доселе неизвестной – романтической – стороны.

horawski_zamok.jpg

Аполлинарий Горавский «Замок». Холст на картоне, масло. 24,8×30,9 см. 1869 г. Из корпоративной коллекции Белгазпромбанка

Интересно, что собирать в Минске работы Аполлинария Горавского начала легендарная Елена Аладова*, будучи директором Государственного художественного музея БССР. Она покупала для музея картины художника в 1950–1960-х годах у частных коллекционеров из Ленинграда и Москвы. Сегодня Белгазпромбанк стал продолжателем дела Аладовой, пополняя национальный фонд изобразительного искусства значимыми произведениями авторов, родившихся на белорусской земле.

Творчество Григория Бобровского (1873–1942) – уроженца Витебска, одного из учителей Шагала – в Беларуси не представлено вообще. А, между тем, этот художник был видным деятелем культуры Серебряного века и вместе с такими знаменитыми авторами, как Бакст, Врубель, Коровин, Малявин, состоял в рядах объединения «Союз русских художников». Белорусский искусствовед Борис Крепак считает, что в творчестве Бобровского «соединились реалистические традиции передвижников с опытом французских импрессионистов в передаче света и воздуха». Названные особенности ярко проявились и в поступившем в коллекцию Белгазпромбанка произведении – этюде «Летом. Ветреный день».

Bobrowsky_Letom.jpg

Григорий Бобровский «Летом. Ветреный день». Холст, масло. 22,3×28,8 см. 1920-1930 гг. Из корпоративной коллекции Белгазпромбанка

Если жизнь Горавского и Бобровского тесно связана с Россией и Санкт-Петербургом, то Фердинанд Рущиц (1870–1936) был более привязан к родной земле. Видимо, поэтому в его творчестве так ярко проявился колорит белорусской природы. Последнее хорошо видно по приобретённой Белгазпромбанком работе «Пейзаж. Вилия». Этот национальный по духу пейзаж ярко дополнил скупое наследие работ живописца, хранящееся в нашей стране.

Ruszczyc_Vilija.jpg

Фердинанд Рущиц «Пейзаж. Вилия». Картон, масло. 57,5×46 см. Из корпоративной коллекции Белгазпромбанка

Последние приобретения Белгазпромбанка ещё раз продемонстрировали ту последовательность, которую проявляет финансовое учреждение в деле возвращения национального культурного наследия. От собирания художников Парижской школы из Беларуси банк приступил к решению более глобальной задачи по реконструкции целостного и непрерывного процесса развития отечественной культуры и заполнению имеющихся в нём лакун.

Для справки:

*Елена Аладова (1907-1986) – искусствовед, заслуженный деятель искусств Беларуси, директор Национального художественного музея РБ (1944-1977). Елена Аладова прославилась как неутомимый собиратель коллекции музея, благодаря чему его фонды не уступают сегодня ведущим собраниям Санкт-Петербурга и Москвы. Аладова вела переписку и совершала приобретения у коллекционеров из всего Советского Союза и соседних держав. Её стараниями в Беларусь возвратились шедевры  А. Горавского, В. Бялыницкого-Бирули, Ф. Рущица, появились работы известнейших русских живописцев (И. Айвазовского, В. Пукирева и др.).

Аполлинарий Горавский (1833, имение Уборки Игуменского уезда Минской губ. (теперь Березинский р-н Минской обл.) – 1900, имение Кирилловичи Петербургской губ.) – живописец. Учился в Петербургской академии художеств у М. Воробьева и Ф. Бруни (1850–1854). Как пенсионер академии в 1855–1860 гг. совершенствовал мастерство в Женеве у А. Калама, Дюссельдорфе у А. Ахенбаха, Париже, Риме. В 1865–1885 гг. преподавал в Петербургской рисовальной школе при Обществе поощрения художников. В 1860–1880-х гг. в летние месяцы жил в поместье Уборки, выезжал на Полесье, в Псковскую губернию, где собирал материал для произведений. Писал пейзажи и портреты, отличавшиеся высоким техническим мастерством, жизненной правдивостью, поэтическим осмыслением окружающей среды. В Беларуси созданы лучшие из произведений Горавского, пейзажи с мотивами родных мест отличаются особой эмоциональностью, отходом от классицистических академических черт. Работы художника находятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь (18 произведений), Третьяковской галерее и иных собраниях.

Григорий Бобровский (1873, Витебск – 1942, Ленинград) – художник, живописец-портретист и пейзажист. Учился в Академии художеств (1893–1900) в мастерской И. Репина. Обладатель золотой медали II-ой степени (1909) и Большой золотой медали (1913) Международной художественной выставки в Мюнхене. Член «Союза русских художников» с 1911. В 1916 избран академиком живописи российской Академии художеств. Бобровский преподавал в школе Общества поощрения художеств в Петербурге (1905-1917), где одним из его учеников был Марк Шагал. Регулярно путешествовал на остров Капри в Италии, где тесно общался с М. Горьким и создал блестящую серию этюдов с видами острова.

Фердинанд Рущиц (1870, имение Богданово под Воложином – 1936, там же) – художник, педагог, общественный деятель. Мастер романтического пейзажа. В 1892-1897 обучался живописи под руководством И. Шишкина и А. Куинджи в императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Принимал участие в выставках объединения «Мир искусства», общества польских художников модернистской ориентации «Sztuka». В 1904-1907 преподавал живопись в Училище изящных искусств в Кракове, в 1907-1908 –профессор краковской Академии искусств. В 1918-1919 руководил созданием художественного факультета Университета Стефана Батория в Вильне и был его первым деканом. В 1921 стал организатором первой официальной выставки польских художников в Гран-Пале в Париже. В связи с этим был награждён французским орденом Почётного легиона. В виленский период – работал председателем комиссии по охране памятников древности, сотрудничал с театром. До настоящего момента в Беларуси насчитывалось только две работы художника, одна из которых («Сарай и прясло для сена») была приобретена ранее Белгазпромбанком, а вторая («У костёла») находится в собрании Национального художественного музея.

Собрания Беларуси пополнились четырьмя произведениями всемирно известного художника, уроженца Гродно Леона Бакста. Белгазпромбанк приобрёл у частных коллекционеров из России и Великобритании акварели «Рыбак с курительной трубкой» (1890-е) и «Пейзаж с кипарисами» (1907) и живописные полотна «Сумерки над озером» (1909) и «Купальщики на Лидо. Венеция» (1909).

28 ноября 2015 года в Овальном зале Нового замка Гродненского государственного историко-археологического музея (Гродно, ул. Замковая, 22) начала работу выставка «Художники Парижской школы. Уроженцы Гродненщины» из корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк», посвящённая творчеству художников Осипа Любича и Пинхуса Кременя.

Белгазпромбанк разработал специализированную краудсорсинговую платформу artbelarus.by, посвящённую истории белорусского искусства. Ресурс создан в рамках инициированного банком в 2011 году Национального историко-культурологического проекта «Арт-Беларусь», целью которого является воссоздать процесс развития культуры Беларуси во всей его полноте и непрерывности.

Завершился уникальный арт-проект «Осенний салон с Белгазпромбанком», посвящённый творчеству молодых белорусских художников. Выставку в минском Дворце искусства посетило около 10 000 человек, более 60 произведений (30% от общего количества) было продано за месяц проведения экспозиции. Определены лауреаты премии «Арт-Беларусь», присуждаемой наиболее перспективным участникам.

8 октября 2015 года в 17.00 в Республиканской художественной галерее Белорусского союза художников (Дворец искусства, ул. Козлова, 3) состоится торжественное открытие выставки-продажи «Осенний салон с Белгазпромбанком».

29 сентября Министерство связи и информатизации Республики Беларусь выпустило в обращение почтовые марки «Осип Цадкин. Озеро. 1925», «Хаим Сутин. Ева. 1928», «Марк Шагал. Влюбленные. 1981», «Осип Любич. Пейзаж с красной крышей» из серии «Художники Парижской школы из Беларуси».

27 августа 2015 года в музее «Спасённые художественные ценности» в городе над Бугом открылась выставка «Стеллецкий. От Брест-Литовска до Парижа», на которой представлено оригинальное произведение художника Дмитрия Стеллецкого – диптих «Бояре» из корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк». Мероприятие проходит в рамках республиканской акции «Брест – культурная столица Беларуси».

17 июня 2015 года в Национальном художественном музее Республики Беларусь состоялась торжественная церемония подписания Соглашения о взаимодействии и сотрудничестве между ОАО «Белгазпромбанк» и Министерством культуры Республики Беларусь.

Пресс-служба.

На интернет-площадке artbelarus.by проходит прием заявок от молодых белорусских художников для участия в арт-проекте «Осенний салон» с Белгазпромбанком.

Поддержка клиентов
Операторами телефонной связи может взиматься оплата за звонок в соответствии с тарифами.
Напишите нам:
Банк в твоем смартфоне:
appstore
g-play

Пожалуйста, представьтесь в чате

Логотип компании
Назад
Назад