Ушедший год имеет все шансы остаться в памяти будущих малополитизированных и освобожденных от гнета социальных проблем поколений годом небывалой поддержки культуры
со стороны меценатствующего частного капитала.
Так, например, «Альфа-банк» преподнес столичному меломану фестиваль «Первый Альфа-джаз-рок-фест»; управляющая компания «Зубр-капитал»
в рамках арт-проекта Zabor под открытым небом развернула масштабную экспозицию современных репродукций белорусских художников,
а «Белгазпромбанк» организовал историческое возвращение на родину работ уроженцев Беларуси, представителей французской живописной школы XX в., Марка Шагала
(«Влюбленные», 1981г., цена — $650 тыс.) и Хаима Сутина («Большие луга в Шартре», предположительно 1934г., $400 тыс.).
Корреспондент «БелГазеты» Максим Иващенко расспросил председателя правления ОАО «Белгазпромбанк» Виктора БАБАРИКО о причинах наметившегося поворота
крупного частного капитала лицом к культуре в общереспубликанских масштабах.
МЕЦЕНАТ НА ГОРИЗОНТЕ
— Почему ваш банк решил заняться поддержкой культуры?
— Это вписывается в стратегию нашего банка. Наша миссия — содействовать формированию в Беларуси среднего класса. И мы абсолютно
убеждены: принадлежность к среднему классу определяется не одной экономической составляющей, а совокупностью составляющих, в число которых входит и культурная.
Развиваясь и действуя как банк, мы формируем средний класс не только за счет предоставления банковских услуг, но и за счет программ поддержки культуры,
выходящих за нашу профессиональную сферу. Таким образом мы заявляем, каким хотели бы видеть нашего клиента, средний класс Беларуси. Однозначно это культурные люди.
Меценатство — это не обязанность. Нас никто не заставляет этим заниматься, благотворительность и меценатство — это не социальная
ответственность. Наша позиция прозвучит, наверное, жестковато, но мы делаем только то, что считаем нужным.
— Беларусь в 2012г. действительно переживала всплеск активности меценатов?
— Всплеском это назвать нельзя, но большая активность чувствуется. Мы этому искренне рады: очень тяжело идти, не видя перед собой ничьей спины. Огромный
горизонт — это замечательно, но видеть столько горизонта — это сложно. Всегда приятно чувствовать, что тебя кто-то
либо догоняет, либо уже опередил. Это стимулирует. И мы льстим себе тем, что, может быть, являемся тем самым раздражающим фактором, вызвавшим этот подъем.
— Между тем повышенную активность меценатов мы наблюдаем на фоне очевидного ослабления господдержки в области культуры…
— Это естественный ход развития. Когда государство начинает правильно понимать, что такое культура, оно предоставляет свободу выбора поддерживать проекты в той или иной
сфере. Это не означает слабость государства — с моей точки зрения, это его сила.
Государство приходит и говорит: «Вы можете направлять свои бюджеты туда, куда хотите». В результате начинают получать поддержку самые различные проекты.
Если бы у нас был только один «Славянский базар», это была бы беда. Чем сильнее становилось бы государство, тем мощнее становился бы
«Славянский базар» — наверное, это было бы не сильно хорошо для культуры. Но если рядом со «Славянским базаром»
появится пятерка-десятка фестивалей, которые поддерживаются не государством, а кем-то другим, это можно
только приветствовать.
— Может, у государства на поддержку культуры сейчас банально нет денег?
— Сложно сказать. Мы, например, никогда не рассматривали проекты, которые не будут жить без господдержки. Но ролевая функция
государства — это формирование среды, в которой проект мог бы развиваться сам. Для этого не надо больших денег — деньги всегда нужны только
в самом начале. Идеология, которую мы проповедуем в своих проектах, практически государственная: есть проект, в начальной стадии ему должна быть оказана мощная
поддержка — а потом проект должен развиваться сам в созданной среде.
Я вообще не рассматриваю проекты в сфере культуры исключительно с точки зрения «есть деньги — нет денег». Важно, есть среда или
нет среды для их развития. Сделать правильный институт культуры — это лучше, чем дать денег пяти художникам. Государство должно рассуждать именно так.
МЕСТЕЧКОВОСТЬ НЕ ПРОЙДЁТ
— Как банку, занимающемуся меценатской деятельностью, избежать вкусовщины?
— От субъективного фактора никуда не уйдешь: безусловно, мы делаем только то, что нам интересно и что мы считаем нужным. Недостаток
профессионализма в сфере культуры мы компенсируем попыткой формировать институты (фонды, музеи), которые соберут профессионалов своего дела. Вокруг наших проектов мы пытаемся
формировать ту самую среду, которая будет живо на них реагировать. Именно в этой среде будут появляться новые проекты: например, «Белгазпромбанк» занимается
просто театром, а кто-то придет и скажет: «Ребята, вы все делаете неправильно. Надо сделать упор на постановки
в области кукольного театра». Замечательно, хорошо!
— При этом из меценатской деятельности банка выпадают целые пласты — например, нет поддержки современной белорусской литературы…
— Нельзя сделать все и сразу. Мы двигаемся последовательно и хотим оставить после себя что-то, что будет
работать. Мы рассматривали возможность поддержки литературы, подумывали о премиях… Но есть один очень важный для наших проектов момент: мы не хотим
поддерживать местечковость, проекты в современном мире должны быть направлены вовне.
Вот почему мы взяли театр? Традиции белорусского театра очень неплохие, здесь можно сделать что-то интересное. Художественные произведения?
То же самое: есть хорошие живописные традиции советской школы — значит, они могут развиться, стать интересными не только в Беларуси,
но и вовне.
А с литературой мы уперлись в очень сложную вещь: насколько могут быть интересны человечеству наши проблемы и кто может о них сказать?
Не чувствуется, как помочь нашей литературе, чтобы она зазвучала. Вот нет у меня ответа на этот вопрос… Прийти к нам и сказать: «Дайте мне
$5 тыс., чтобы издать книжку» — это не система. А нам интересно построить систему, способную порождать писателей мирового значения. Если кто-то придет с таким проектом — с удовольствием послушаем.
Мы понимаем, как создать систему, которая могла бы давать художников мирового значения: достаточно сформировать доступ творческим людям к внешней среде, показать, что
делают там — и что делаем мы. Белорусская земля богата художественными талантами, а вот в области писательства — не уверен. Почитать
книжки других и написать свою, такую же, как другие, — это будет неинтересно.
НИКТО НЕ ЛУКАВИТ
— Меценатствуя, вы рассчитываете увеличить клиентскую базу банка?
— Безусловно, связь здесь есть. Только речь идет не о расширении клиентской базы, а о ее качественном росте. Кто-то может подумать: «Наверное, лукавит! Наверное, есть у него какая-то тайная мысль!» Мысль
не тайная, а очевидная: мы хотим иметь умного, богатого, культурного и образованного клиента. Только такой клиент выберет «Белгазпромбанк», потому
что мы — умные, богатые, культурные и образованные!
— Кстати, по поводу общественных подозрений: многие полагают, что после завершения экспозиционного периода приобретенные «Белгазпромбанком» работы
Сутина и Шагала займут почетное место в вашем кабинете…
— (Смеется.) Если эти работы займут место в моем кабинете, это будет самый худший, но не исключаемый нами вариант. Это условно, конечно: для размещения
такой коллекции нужен очень большой кабинет. Проект «Арт-Беларусь» может остаться только корпоративной коллекцией «Белгазпромбанка» —
и тогда, конечно, он займет место на площадях, принадлежащих банку, и будет доступен в первую очередь нашим клиентам.
Ради такого варианта мы бы это не затевали. Есть другой вариант: создание постоянно действующей экспозиции, в которой мы (и не только мы)
имели бы возможность формировать как собственные фонды, так и фонды других коллекционеров, самого института. Это был бы идеальный вариант.
Такой проект почти не реализуем без участия государства. Здесь мы хотели бы видеть государственно-частное партнерство,
организованное хотя бы по принципу равенства: условно говоря, мы вкладываем $5 млн., и в ответ хотели бы видеть хотя бы то же самое
со стороны партнера — государства. Речь не обязательно о деньгах: есть здания, помещения, условия продвижения, льготы — что угодно.
У нас в рамках создания коллекции «Белгазпромбанка» произошел интересный случай с представителями власти: мы купили картины, а нас еще
и налогом наказали! Мы этот налог уже два года возвращаем… А потом приходят те же представители власти и говорят: «Чем вам
помочь?» Нам ничем помогать не надо, мы уж как-нибудь сами разберемся, — вы помогите проекту!
Но государству проще помочь нам, чем создать систему…
К сожалению, пока судьба проекта «Арт-Беларусь» — прокатная. Часть коллекции в 2013г. с высокой степенью вероятности будет прокатана
как минимум в 2-3 областных центрах Беларуси. Я так осторожно говорю об этом, потому что надеюсь, что это промежуточный вариант. Мне не очень нравится вариант
разъездной ярмарки — это неправильно даже не с точки зрения сохранности работ, а с точки зрения значимости проекта и его развития.
— Почему ваш банк решил заняться поддержкой культуры?
— Это вписывается в стратегию нашего банка. Наша миссия — содействовать формированию в Беларуси среднего класса. И мы абсолютно
убеждены: принадлежность к среднему классу определяется не одной экономической составляющей, а совокупностью составляющих, в число которых входит и культурная.
Развиваясь и действуя как банк, мы формируем средний класс не только за счет предоставления банковских услуг, но и за счет программ поддержки культуры,
выходящих за нашу профессиональную сферу. Таким образом мы заявляем, каким хотели бы видеть нашего клиента, средний класс Беларуси. Однозначно это культурные люди.
Меценатство — это не обязанность. Нас никто не заставляет этим заниматься, благотворительность и меценатство — это не социальная
ответственность. Наша позиция прозвучит, наверное, жестковато, но мы делаем только то, что считаем нужным. — Беларусь в 2012г. действительно переживала
всплеск активности меценатов?
СПРАВКА «БелГазеты»: Виктор Бабарико родился в 1963г. в Минске. В 1988г. окончил БГУ, в 1995г. — Академию управления при
Кабинете министров РБ, в 2000г. — магистратуру БГЭУ. В банковской системе страны работает с июля 1995г. В 2000г. назначен председателем правления ОАО
«Белгазпромбанк».