Belgazprombank

«Один «Славянский базар» - это была бы беда»

Максим Иващенко - БелГазета.

Ушедший год имеет все шансы остаться в памяти будущих малополитизированных и освобожденных от гнета социальных проблем поколений годом небывалой поддержки культуры со стороны меценатствующего частного капитала.

Так, например, «Альфа-банк» преподнес столичному меломану фестиваль «Первый Альфа-джаз-рок-фест»; управляющая компания «Зубр-капитал» в рамках арт-проекта Zabor под открытым небом развернула масштабную экспозицию современных репродукций белорусских художников, а «Белгазпромбанк» организовал историческое возвращение на родину работ уроженцев Беларуси, представителей французской живописной школы XX в., Марка Шагала («Влюбленные», 1981г., цена — $650 тыс.) и Хаима Сутина («Большие луга в Шартре», предположительно 1934г., $400 тыс.).

Корреспондент «БелГазеты» Максим Иващенко расспросил председателя правления ОАО «Белгазпромбанк» Виктора БАБАРИКО о причинах наметившегося поворота крупного частного капитала лицом к культуре в общереспубликанских масштабах.

МЕЦЕНАТ НА ГОРИЗОНТЕ

— Почему ваш банк решил заняться поддержкой культуры?

— Это вписывается в стратегию нашего банка. Наша миссия — содействовать формированию в Беларуси среднего класса. И мы абсолютно убеждены: принадлежность к среднему классу определяется не одной экономической составляющей, а совокупностью составляющих, в число которых входит и культурная. Развиваясь и действуя как банк, мы формируем средний класс не только за счет предоставления банковских услуг, но и за счет программ поддержки культуры, выходящих за нашу профессиональную сферу. Таким образом мы заявляем, каким хотели бы видеть нашего клиента, средний класс Беларуси. Однозначно это культурные люди.

Меценатство — это не обязанность. Нас никто не заставляет этим заниматься, благотворительность и меценатство — это не социальная ответственность. Наша позиция прозвучит, наверное, жестковато, но мы делаем только то, что считаем нужным.
— Беларусь в 2012г. действительно переживала всплеск активности меценатов?

— Всплеском это назвать нельзя, но большая активность чувствуется. Мы этому искренне рады: очень тяжело идти, не видя перед собой ничьей спины. Огромный горизонт — это замечательно, но видеть столько горизонта — это сложно. Всегда приятно чувствовать, что тебя кто-то либо догоняет, либо уже опередил. Это стимулирует. И мы льстим себе тем, что, может быть, являемся тем самым раздражающим фактором, вызвавшим этот подъем.

— Между тем повышенную активность меценатов мы наблюдаем на фоне очевидного ослабления господдержки в области культуры…
— Это естественный ход развития. Когда государство начинает правильно понимать, что такое культура, оно предоставляет свободу выбора поддерживать проекты в той или иной сфере. Это не означает слабость государства — с моей точки зрения, это его сила.
 
Государство приходит и говорит: «Вы можете направлять свои бюджеты туда, куда хотите». В результате начинают получать поддержку самые различные проекты. Если бы у нас был только один «Славянский базар», это была бы беда. Чем сильнее становилось бы государство, тем мощнее становился бы «Славянский базар» — наверное, это было бы не сильно хорошо для культуры. Но если рядом со «Славянским базаром» появится пятерка-десятка фестивалей, которые поддерживаются не государством, а кем-то другим, это можно только приветствовать.
— Может, у государства на поддержку культуры сейчас банально нет денег?
— Сложно сказать. Мы, например, никогда не рассматривали проекты, которые не будут жить без господдержки. Но ролевая функция государства — это формирование среды, в которой проект мог бы развиваться сам. Для этого не надо больших денег — деньги всегда нужны только в самом начале. Идеология, которую мы проповедуем в своих проектах, практически государственная: есть проект, в начальной стадии ему должна быть оказана мощная поддержка — а потом проект должен развиваться сам в созданной среде.
 
Я вообще не рассматриваю проекты в сфере культуры исключительно с точки зрения «есть деньги — нет денег». Важно, есть среда или нет среды для их развития. Сделать правильный институт культуры — это лучше, чем дать денег пяти художникам. Государство должно рассуждать именно так.

МЕСТЕЧКОВОСТЬ НЕ ПРОЙДЁТ

— Как банку, занимающемуся меценатской деятельностью, избежать вкусовщины?
— От субъективного фактора никуда не уйдешь: безусловно, мы делаем только то, что нам интересно и что мы считаем нужным. Недостаток профессионализма в сфере культуры мы компенсируем попыткой формировать институты (фонды, музеи), которые соберут профессионалов своего дела. Вокруг наших проектов мы пытаемся формировать ту самую среду, которая будет живо на них реагировать. Именно в этой среде будут появляться новые проекты: например, «Белгазпромбанк» занимается просто театром, а кто-то придет и скажет: «Ребята, вы все делаете неправильно. Надо сделать упор на постановки в области кукольного театра». Замечательно, хорошо!
— При этом из меценатской деятельности банка выпадают целые пласты — например, нет поддержки современной белорусской литературы…
— Нельзя сделать все и сразу. Мы двигаемся последовательно и хотим оставить после себя что-то, что будет работать. Мы рассматривали возможность поддержки литературы, подумывали о премиях… Но есть один очень важный для наших проектов момент: мы не хотим поддерживать местечковость, проекты в современном мире должны быть направлены вовне.
 
Вот почему мы взяли театр? Традиции белорусского театра очень неплохие, здесь можно сделать что-то интересное. Художественные произведения? То же самое: есть хорошие живописные традиции советской школы — значит, они могут развиться, стать интересными не только в Беларуси, но и вовне.
 
А с литературой мы уперлись в очень сложную вещь: насколько могут быть интересны человечеству наши проблемы и кто может о них сказать? Не чувствуется, как помочь нашей литературе, чтобы она зазвучала. Вот нет у меня ответа на этот вопрос… Прийти к нам и сказать: «Дайте мне $5 тыс., чтобы издать книжку» — это не система. А нам интересно построить систему, способную порождать писателей мирового значения. Если кто-то придет с таким проектом — с удовольствием послушаем.
 
Мы понимаем, как создать систему, которая могла бы давать художников мирового значения: достаточно сформировать доступ творческим людям к внешней среде, показать, что делают там — и что делаем мы. Белорусская земля богата художественными талантами, а вот в области писательства — не уверен. Почитать книжки других и написать свою, такую же, как другие, — это будет неинтересно.

НИКТО НЕ ЛУКАВИТ

— Меценатствуя, вы рассчитываете увеличить клиентскую базу банка?
— Безусловно, связь здесь есть. Только речь идет не о расширении клиентской базы, а о ее качественном росте. Кто-то может подумать: «Наверное, лукавит! Наверное, есть у него какая-то тайная мысль!» Мысль не тайная, а очевидная: мы хотим иметь умного, богатого, культурного и образованного клиента. Только такой клиент выберет «Белгазпромбанк», потому что мы — умные, богатые, культурные и образованные!
— Кстати, по поводу общественных подозрений: многие полагают, что после завершения экспозиционного периода приобретенные «Белгазпромбанком» работы Сутина и Шагала займут почетное место в вашем кабинете…
— (Смеется.) Если эти работы займут место в моем кабинете, это будет самый худший, но не исключаемый нами вариант. Это условно, конечно: для размещения такой коллекции нужен очень большой кабинет. Проект «Арт-Беларусь» может остаться только корпоративной коллекцией «Белгазпромбанка» — и тогда, конечно, он займет место на площадях, принадлежащих банку, и будет доступен в первую очередь нашим клиентам.
 
Ради такого варианта мы бы это не затевали. Есть другой вариант: создание постоянно действующей экспозиции, в которой мы (и не только мы) имели бы возможность формировать как собственные фонды, так и фонды других коллекционеров, самого института. Это был бы идеальный вариант.
 
Такой проект почти не реализуем без участия государства. Здесь мы хотели бы видеть государственно-частное партнерство, организованное хотя бы по принципу равенства: условно говоря, мы вкладываем $5 млн., и в ответ хотели бы видеть хотя бы то же самое со стороны партнера — государства. Речь не обязательно о деньгах: есть здания, помещения, условия продвижения, льготы — что угодно.
 
У нас в рамках создания коллекции «Белгазпромбанка» произошел интересный случай с представителями власти: мы купили картины, а нас еще и налогом наказали! Мы этот налог уже два года возвращаем… А потом приходят те же представители власти и говорят: «Чем вам помочь?» Нам ничем помогать не надо, мы уж как-нибудь сами разберемся, — вы помогите проекту! Но государству проще помочь нам, чем создать систему…
 
К сожалению, пока судьба проекта «Арт-Беларусь» — прокатная. Часть коллекции в 2013г. с высокой степенью вероятности будет прокатана как минимум в 2-3 областных центрах Беларуси. Я так осторожно говорю об этом, потому что надеюсь, что это промежуточный вариант. Мне не очень нравится вариант разъездной ярмарки — это неправильно даже не с точки зрения сохранности работ, а с точки зрения значимости проекта и его развития.
— Почему ваш банк решил заняться поддержкой культуры?

— Это вписывается в стратегию нашего банка. Наша миссия — содействовать формированию в Беларуси среднего класса. И мы абсолютно убеждены: принадлежность к среднему классу определяется не одной экономической составляющей, а совокупностью составляющих, в число которых входит и культурная. Развиваясь и действуя как банк, мы формируем средний класс не только за счет предоставления банковских услуг, но и за счет программ поддержки культуры, выходящих за нашу профессиональную сферу. Таким образом мы заявляем, каким хотели бы видеть нашего клиента, средний класс Беларуси. Однозначно это культурные люди. Меценатство — это не обязанность. Нас никто не заставляет этим заниматься, благотворительность и меценатство — это не социальная ответственность. Наша позиция прозвучит, наверное, жестковато, но мы делаем только то, что считаем нужным. — Беларусь в 2012г. действительно переживала всплеск активности меценатов?

СПРАВКА «БелГазеты»: Виктор Бабарико родился в 1963г. в Минске. В 1988г. окончил БГУ, в 1995г. — Академию управления при Кабинете министров РБ, в 2000г. — магистратуру БГЭУ. В банковской системе страны работает с июля 1995г. В 2000г. назначен председателем правления ОАО «Белгазпромбанк».
Газета «Рэспублика».

Центр визуальных и исполнительских искусств, министерства культуры Беларуси и России, две солидные структуры — Белгазпромбанк и Газпром трансгаз, а также множество официальных партнеров представляют Международный форум театрального искусства ТЕАРТ.

В преддверии и во время брестского турнира Александр МЕШКОВ, по его признанию, установил рекорд по количеству интервью, приходившихся в среднем на день. Беседа с корреспондентом “ПБ была хронологически последней. Мы выдержали паузу в надежде дождаться впечатлений главного из учредителей БГК от игровой презентации обновленной команды.

Самого желанного из событий культового августовского турнира брестская публика не дождалась. Третий год кряду белгазпромбаноковский тро...
Македонскому "Вардару" для досрочной победы в брестском турнире не хватило 12 секунд. Столько времени оставалось до сирены, когда разыг...
На премьерный домашний показ обновленной версии брестского клуба имени Мешкова прохладным пятничным вечером собралось две тысячи зрител...
Интерфакс-Запад.

В городе над Бугом сегодня стартует шестой Международный турнир по гандболу «Кубок Белгазпромбанка». Брестский гандбольный клуб им. Мешкова – один из лидеров отечественного гандбола, примет у себя в гостях не менее титулованные команды: 13-кратных чемпионов России «Чеховских медведей», 14-кратных чемпионов Украины – «ЗТР» из Запорожья, а также чемпиона Македонии, участника группового турнира Лиги Чемпионов сезона 2013/2014 «Вардар» из Скопье. Кубок уже давно заслужил репутацию наиболее авторитетных товарищеских соревнований, проходящих на постсоветском пространстве.

Занимающий 7-е место по величине активов среди коммерческих банков БеларусиБелгазпромбанк во II квартале 2013 года увеличил свои активы на 12,7% (до 11,8 трлн. BYR) по сравнению с I кварталом. Это намного превысило темпы роста активов остальных крупнейших банков Беларуси. В результате Белгазпромбанк сократил разрыв с ними.

После дождика в четверг в Бресте отмечали открытие гандбольного сезона. Презентация состава клуба имени Мешкова в декорациях девятнадцатого века от отеля "Эрмитаж" была приурочена к старту "Кубка Белгазпромбанка-2013".

Международный форум театрального искусства "ТЕАРТ-2013", который пройдет в Минске с 28 сентября по 21 октября, уже собрал первый аншлаг. На спектакль "Лир" по мотивам трагедии Уильяма Шекспира в постановке санкт-петербургского театра "Приют Комедианта" все билеты проданы. Об этом БЕЛТА сообщили организаторы.

Поддержка клиентов
Операторами телефонной связи может взиматься оплата за звонок в соответствии с тарифами.
Напишите нам:
Банк в твоем смартфоне:
appstore
g-play

Пожалуйста, представьтесь в чате

Логотип компании
Назад
Назад