В Национальном художественном музее 27 марта открывается грандиозная выставка «Десять веков искусства Беларуси»
«Десять веков искусства Беларуси» — выставочный проект, организованный ОАО «Белгазпромбанк» совместно с ОАО «Газпром трансгаз Беларусь», Министерством культуры и Национальным художественным музеем Республики Беларусь.
Залы старого корпуса музея заполнили экспонаты, собранные из музеев, библиотек и храмов Беларуси. Все самое ценное. Точнее, бесценное. Концентрация художественных миров, порожденных духом наших предков. Никогда до этого в одном месте не собиралась для демонстрации столь масштабная экспозиция. Мы представим лишь некоторые произведения, дошедшие до нас из тьмы столетий. Гидом выступит Александр Ярошевич, ведущий научный сотрудник отдела древнебелорусского искусства НХМ.
— Александр Адамович, наивный вопрос: какой белорусский шедевр самый древний?
— Если бы не был утерян, то, разумеется, шестиконечный крест Евфросинии Полоцкой, созданный в 1161 году полоцким мастером-ювелиром Лазарем Богшей. В наши дни брестский ювелир-эмалировщик Николай Кузьмич изготовил копию креста. Его привезут завтра в музей на один день из Свято-Евфросиниевского монастыря. Я присутствовал при переговорах с монахинями — они с трудом согласились расстаться с крестом на сутки. Для них это святыня. Да и для нас он не экспонат, а предмет почитания.
— И все-таки этот крест — копия…
— В таком случае отсчет древностям надо вести от Спасо-Преображенского собора Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке. Это памятник архитектуры мирового значения. Фрески собора написаны при жизни Евфросинии Полоцкой. Около полусотни сюжетов — от купола и до пола! Лет десять реставраторы их раскрывают, чтобы мы наконец увидели, каким богатством владеем.
— Фрески в музей не привезешь.
— Зато в зале «Византийские традиции» можно увидеть полоцкий клад — золотые украшения XI века, а также медальоны, крестики, браслеты, амулеты из других кладов XI-XIII веков.
— Делали белорусские мастера?
— Трудно сказать. Главное, они вошли в культурный багаж белорусов.
— На что прежде всего обратить внимание на выставке?
— Например, на минскую двустороннюю иконку, найденную при раскопках Замчища. На одной стороне — Богоматерь, на другой — апостол Петр. Когда еще увидите! Такие предметы редко выставляют, обычно они лежат в фондах.
Вот еще одна большая редкость — Шерешёвское рукописное евангелие XVI века. Найдено в Пружанском районе. В книге — четыре миниатюры, выполненные красной, коричневой и золотисто-зеленой красками, что типично для белорусской художественной школы. Два века назад такие евангелия еще были в наших церквях, потом погибли. Недавно, правда, объявилось Слуцкое евангелие…
Вы спрашивали про сугубо белорусских мастеров. Ну так любуйтесь — эксклюзивная, как сейчас говорят, резьба по дереву, XVII-XVIII века. Белорусские резчики славились на всю Московию, их резные иконостасы стоят и по сей день.
Наши мастера попадали в Московское государство разными путями, вольно и невольно. Оружейники, столяры, резчики, мастера часового и типографского дела, переплетчики, ювелиры, живописцы, строители… Много их там было.
— Вы говорите «славились». Был свой стиль, почерк?
— Да. В искусствоведении есть, например, термин «белорусская резь». Это позолоченный рельеф с прорезями, деревянный ажур. На выставке представлены прекрасно сохранившиеся Царские врата из Давид-Городка, середина XVIII века. Царские — значит главные врата храма. Они не под стеклом, можно подойти и хорошо рассмотреть, какую красоту творили белорусы своими руками, поразмышлять на тему искусства. Искусство — это всегда некая гениальная догадка. Творец создает даже то, чего сам не знает, а может, и не понимает.
— Белорусы во все века делали красоту из всего, что подвернется. Из соломы, например…
— И соломенные Царские врата есть на выставке. Их привезли из филиала НХМ в Раубичах, а туда они попали с Полесья.
— Следующий раздел выставки называется «От Ренессанса до барокко». Экспонатов море. Что отметим?
— Портреты. Знаменитого Льва Сапеги, Радзивиллов… Посмотрим на редкие изображения, например на портрет жены Станислава Ксаверия Прушинского, привезенный из одного из костелов Островецкого района. XVIII век. Имена дамы и художника не известны. Костел тоже не назову, но уже по другой причине: чтобы не искушать воров — охотников за древностями.
А вот реликвия из Ветки, где есть анклав староверцев, бежавших из российских земель, из местного замечательного Музея старообрядчества и белорусских традиций имени Федора Шклярова. Не бывали там? Надо обязательно съездить и посмотреть старопечатные книги, издания Ивана Федорова, Петра Мстиславца, неглюбские рушники, иконы, оклады которых шиты бисером!.. Так вот, оттуда — икона XIX века ветковской иконописной школы «Богоматерь Огневидная» с огненным ликом. Бесценный экспонат дал нам Музей истории религии, что находится в Гродно, — картину «Святое семейство», XVII век.
— Я вижу, представлено много книг-подлинников…
— …и даже Скориновское издание с гравюрами: «Царица Савва беседует съ царем Саломоном»… Евангелие Петра Мстиславца. Статут 1588 года, к которому Лев Сапега с гордостью написал: «Не чужой якой мовай, але сваёй уласнай законы пісаныя маем…» Немало таких подлинников дала на выставку Национальная библиотека Беларуси.
Что хочу сказать в заключение. В наших фондах хранится много великолепных иконописных работ. Мы уже стали привыкать к выставкам икон, а ведь это чудо из чудес. Или церковные чаши — потиры. Или кафель… стеклянная посуда… алтарные скульптуры… Чудес много. Беларусь — страна с молодым сердцем, но корни этого сердца древние.
Светлана Шидловская, «МК» 25.03.2014