АВТОР: Ирина Юдина
На эмблеме выставки – силуэты узнаваемых достопримечательностей двух городов – Парижа и Минска. Эта связь-перекличка не надумана. Среди художников Парижской школы немало выходцев из Беларуси. Это и Марк Шагал, и Хаим Сутин, и Осип Цадкин, и многие другие. Несколько лет назад «Белгазпромбанк» начал собирать корпоративную коллекцию произведений искусства, в которой сегодня такие шедевры, как, например, «Ева» Хаима Сутина, купленная в 2013 году в Нью-Йорке на аукционе Sotheby’s. На минском «Осеннем салоне» представлены работы из этой коллекции. В том числе и созданные реальными участниками выставок Общества осенних салонов, созданного в 1903 году в Париже. Но это бонус к основному проекту – выставке-продаже произведений современных белорусских художников.
– Выставляться на одной площадке с Шагалом, Сутиным, Цадкиным – это подарок, – отметил на открытии выставки руководитель секции скульптуры Белорусского союза художников Александр Шаппо.
Такая возможность представилась художникам, работы которых были отобраны для участия в выставке-продаже произведений современных белорусских художников экспертами, имена которых не разглашаются, чтобы избежать давления со стороны художественной общественности или обид вроде «почему мою работу не приняли?». Известно, что в отборочную комиссию вошли белорусские искусствоведы, сотрудники музеев и галерей.
Было подано более 300 заявок. Эксперты выставляли оценки каждой работе, предложенной для участия в выставке. В итоге были отобраны около 90 авторов. Единственное ограничение – возраст участников от 18 до 40 лет.
– На первом месте по числу заявок – живопись. Очень много больших полотен, что задало нам задачу во время формирования экспозиции. Но в итоге, на мой взгляд, все хорошо получилось. Мне комфортно в этом пространстве, – говорит куратор проекта «Арт-Беларусь» Ольга Клип. – Художники сами решали, какие свои работы они хотят видеть на «Осеннем салоне». Некоторые специалисты высказывали мнение, что, на их взгляд, не все авторы предложили лучшие работы. Например, художник представил живопись, хотя намного сильнее в графике.
Во время работы выставки в Минск приедут зарубежные специалисты – Аэса Сигурёнсдоттир (независимый куратор, Рейкьявик – Париж), Гаспаре Манос (художник, куратор, учредитель фонда современного искусства Gaspare foundation, Венеция), Дитер Роелстрате (член кураторской команды выставки documenta 14, Кассель, 2017, Германия), Тереза Иароччи Мавика (директор фонда Леонида Михельсона «Виктория – искусство быть современным» (V-A-C), Москва). Авторитетное жюри выберет двух победителей. Третий станет известен по результатам зрительского голосования. Общий призовой фонд соответствует сумме, эквивалентной 25 тыс. евро. Он рассчитан на финансирование творческих проектов и стажировок победителей конкурса.
Некоторые участники «Осеннего салона» рассчитывают выручить едва ли не столько же, сколько предполагает первая премия, за продажу одной работы. «Это же номера телефонов!» – иронизировали посетители «Осеннего салона», обсуждая работу, стоимость которой превышает 270 млн рублей. Поскольку это выставка-продажа, помимо названия произведения и имени автора указана цена.
То, что произведение искусства – априори дорого, закономерно. Во все времена это и признак роскоши, высокого статуса владельца, и вложение денежных средств.
– Самая дорогая скульптура – около 700 миллионов. Работа масштабная, поэтому в выставочном зале не представлена. Ее можно увидеть на сайте проекта. Максимальная цена за живопись – около 500 миллионов. Самые низкие цены из заявленных – на художественную фотографию – около 1,5 миллиона, – рассказал директор Дворца искусства Александр Зинкевич.
– Я назвал реальную цену – 4–5 тысяч по курсу. Как за работы, которые недавно продал. Ставить больше смысла нет. Кто купит? Только если банк… Мне кажется, многие накрутили цены, чтобы придать себе значимости, – говорили в кулуарах.
Есть работы и по 2–3 млн, и по 20–30 млн, и по 100 млн.
– Каждый из художников самостоятельно определял стоимость своих работ. В процессе работы выставки-продажи хотим выяснить реальные цены, за которые покупатели готовы приобрести эти произведения, – отметила Ольга Клип. – Создана интернет-платформа, которая позволит оставлять заявку с указанием той цены, которую заинтересованный в покупке готов заплатить. Организаторы свяжутся с художниками и передадут им эту информацию. Надеемся, что к завершению выставки будем видеть реальные цены. Это поможет разобраться в положении дел на белорусском арт-рынке.
– Как быть молодым художникам, которые в буквальном смысле еще не знают себе цены? На что ориентироваться?
– Не берусь консультировать. В течение месяца во время работы выставки будут проходить встречи с белорусскими и зарубежными экспертами, лекции. Пускай приходят, слушают, задают вопросы. Но мне кажется, надо начинать с малого. Находить золотую середину. Как делал Леон Бакст – участник «Осенних салонов» начала XX века. Он продавал работы по определенной цене. И начал поднимать ее после того, как количество заказов стало зашкаливать. Думаю, это самая верная схема.
Для того чтобы работа немало стоила, художнику надо потрудиться. И не только в мастерской. Нужно много выставляться, показывать свое творчество. В нашем проекте имена двух победителей определят международные эксперты. Мнение этих людей действительно может повлиять на статус художников. Например, один из экспертов – член кураторской команды выставки documenta 14. Участие в этом проекте может прибавить несколько нулей к стоимости работ художника.
Выставка-продажа «Осенний салон с Белгазпромбанком» работает по 8 ноября во Дворце искусства.
Фото Сергея Лукашова