В Новом замке открылась выставка Осипа Любича и Пинхуса Кременя
Картины этих художников сегодня входят в корпоративную коллекцию Белгазпромбанка, который несколько лет назад проект «Арт-Беларусь» начал с собирания произведений тех, кто, уехав из Беларуси в начале прошлого века, составили славу Парижской школы. Выбор Любича и Кременя для гродненской выставки не случаен. Оба художника родом с Гродненщины. Оба разными путями попали в Париж — в Российской империи евреям крайне сложно было получить художественное образование в Москве или Петербурге. Оба едва избежали смерти в концлагере, когда Франция была оккупирована фашистами. И оба прожили долгую жизнь — Любич умер в 94 года, Кремень — в 91 год.
И главное, оба художника стали знамениты, успешны, состоятельны. За их картинами и сегодня гоняются коллекционеры, галереи, аукционные дома. Кстати, в Гродно выставлена самое полное собрание Любича и Кременя, которое есть в Беларуси. На первой выставке художников Парижской школы, которая прошла в Минске несколько лет назад, многих картин выставлено не было. К примеру, впервые в Гродно выставлен «Охотник» Пинхуса Кременя, за который представители банка на аукционе «Арт-куриал» вели ожесточенный торг. В итоге цена на это полотно поднялась с 3 тысяч евро почти до 20 тысяч, но картина оказалась в Беларуси.
Сегодня коллекция художников Парижской школы, собранная банком, признана самой крупной в Восточной и Центральной Европе — в ней больше 90 картин, в том числе и самых дорогих Марка Шагала и Хаима Сутина. Главный ее принцип — все художники родились на белорусских землях.
— Говоря об этих художниках как о белорусах, мы не определяем их национальность, — сказал председатель правления Белгазпромбанка Виктор Бабарико. — Мы называем их выходцами из Беларуси. Я считаю, для творческих профессий место, где ты родился, тот мир, который увидел при рождении, формируют эмоциональный интеллект. Они, безусловно, принадлежат всему миру, но их эмоциональный интеллект был сформирован на этой земле.
Надежда БЕЛОХВОСТИК
Фото: Надежда БЕЛОХВОСТИК