Феномен новой экономики обсуждался на Первой международной конференции ICC-2015 30 октября в Минске. В работе форума участвовало более 300 человек, в том числе зарубежные лидеры краудфандинга.
Краудфандинг или народное финансирование (сrowd funding, сrowd — «толпа», funding — «финансирование») — финансовый инструмент, позволяющий группе людей добровольно объединить свои деньги или другие ресурсы вместе, чтобы поддержать усилия других людей или организаций (реципиентов) в их деятельности или реализации каких-либо проектов.
Изначально заявляется цель, определяется необходимый бюджет, составляется калькуляция всех расходов, информация о ходе сбора средств должна быть открыта для всех.
Краудсорсинг (crowdsourcing, crowd — «толпа» и sourcing — «использование ресурсов») — передача некоторых производственных функций неопределенному кругу лиц, решение общественно значимых задач силами добровольцев, чаще всего координирующих свою деятельность через информационные технологии.
Идея проведения ICC-2015 принадлежит «Белгазпромбанку», организатор мероприятия — Бизнес-школа ИПМ.
Почему крупный бизнес, банки заинтересовались краудфандингом? Как отметил в комментарии Службе информации «ЕвроБеларуси» глава «Белгазпромбанка» Виктор Бабарико, «понимание того, что должны существовать альтернативные, передовые технологии перераспределения ресурсов, пришло на основании анализа новой ситуации, того, как новые вызовы и новые возможности могут помочь в первую очередь финансовым структурам стать лидерами». «И мы поняли, что история успешных банков, история успешных финансовых институтов прошлого построена на заказчике «государство или крупная корпорация», история успеха крупнейших компаний сегодня — это заказчик «частное лицо», — сказал Бабарико.
«Вопрос в том, как быстро беларусские банки подключатся к новым тенденциям. Я очень надеюсь, что у нас есть время — 3-5 лет, чтобы измениться и изменить свое отношение ко всему этому. Тогда мы будем лидерами. Если не сможем, то увидим, как это сделают другие, и через лет 10 просто-напросто будем повторять чужой путь, уже потеряв конкурентное преимущество», — отметил Виктор Бабарико.
Первая беларусская краудфандинговая платформа Ulej.by, как говорит ее директор по развитию Эдуард Бабарико, за полгода существования доказала — «краудфандингу в Беларуси быть». «При полном отсутствии рекламной активности с нашей стороны, за полгода было опубликовано 65 проектов, из них 42% завершились успешно. В проекты было переведено более полумиллиарда рублей, средний чек беларусского спонсора составил 200.000 рублей», — сообщил Бабарико.
Любопытно, что наибольший спрос пока на совсем некоммерческие проекты: «пока что финансирование получают проекты с бюджетами до 5.000 долларов, что обусловило естественный спрос в категориях «музыка», «литература», «социальные проекты».
«Краудэкономика позволяет по-новому взглянуть на всю цепочку производства, впервые за историю между производителем и потребителем исчезла дистанция. Новые продукты, новые услуги впервые могут производиться и реализовываться совместно. Более того, потребитель сам может выбирать то, что будет создано завтра. Впервые за историю цивилизации у отдельно взятого человека появляется право выбирать будущее. Краудэкономика не является революцией, эта смена парадигмы позволит существовать и другим формам, которые тоже будут претерпевать изменения. И неизвестно, насколько растянется этот процесс — но он будет происходить. И Беларусь не будет исключением», — уверен директор по развитию «Улея».
Евген Клишевич, руководитель и основатель Talaka.by, говорит, что участвует в конференции, «потому что это хорошая возможность познакомиться с опытом зарубежных коллег, а также завязать знакомства с теми, кто тоже интересуется этой темой, чтобы в дальнейшем сформировать партнерства». «Понятно, что тема краудтехнологий — довольно обширная, и здесь хватит работы для всех, один в поле — не воин, надо развивать краудтехнологии, краудэкономику силами крауда, то есть этой самой «толпы», как и переводится английское «сrowd», или талаки — это звучит больше по-нашему», - сказал он..
Напомним, один из самых «громких» итогов деятельности «Талаки» - быстрый и успешный сбор средств на беларусскую озвучку мультфильма «Свинка Пепа», показавший серьезный спрос на такого рода продукты.
«С самого начала, когда мы еще только запускали платформу — в 2013 году, мы хорошо понимали, что используем технологии краудсорсинга и краудфандинга, то есть совместного решения вопросов и задач коллективными силами. «Будет ли это работать в принципе?» - такой вопрос нас безусловно занимал на старте платформы, но для нас задача была, скорее, не протестировать и понять, будет работать или не будет, а развить эту сферу. Мы планомерно учили и рассказывали людям, как это работает, мы не называли широко публично это краудтехнологиями, но, по сути, это и был пресловутый краудсорсинг, о котором шла речь на конференции, - говорит Евген Клишевич. — Можно сказать, что перспективы у таких проектов, как наш, есть, ведь сейчас заметна тенденция к децентрализации: люди не хотят входить ни в какие организации, объединения, движения, партии, а быть такими вот вольными странниками, которые периодически — при желании и заинтересованности — присоединяются к каким-то инициативам, выполняют там свою роль и переключают свое внимание на нечто другое. Так что запрос и перспективы есть — будем и дальше развивать платформу».
Евген Клишевич отмечает, что гражданским активистам не стоит чураться таких мероприятий:
«Конференция в первую очередь ориентирована, конечно, на бизнес, на наиболее прогрессивных его представителей. Но, считаю, технологиями должны интересоваться и представители гражданского общества. Если же они этого делать не будут, то начнется явное отставание и выпадание из современного общества. Ведь технологии — это то, что позволяет не только успешно реализовывать свои идеи, но и вовлекать людей, масштабировать свою деятельность, быть в целом успешными и устойчивыми. Так что советую всем представителям гражданского общества больше присматриваться к новым технологиям, более того, самим «прокачиваться» и пускай по чуть-чуть, но пробовать включать в свою деятельность новые технологии».
Петр Кухта, ЕвроБеларусь