«Белгазпромбанк» и Министерство культуры намерены поднять на новый уровень артрынок Беларуси.
На прошлой неделе Министерство культуры подписало с ОАО «Белгазпромбанк» соглашение о взаимодействии и сотрудничестве. В поздравительной речи министр Михаил Светлов лишь обтекаемо сообщил, что этот документ «закрепляет на официальном уровне многолетний опыт сотрудничества государства и бизнеса». Какие события и перемены готов внести банк в культурную жизни страны, корр. «БР» узнал у председателя его правления Виктора БАБАРИКО.
— Вы только что подписали соглашение с Министерством культуры. Что регламентирует данный документ?
— Этот документ уникален прежде всего тем, что не направлен на извлечение прямых выгод участниками соглашения. Проще говоря, он не преследует цель помочь конкретно Министерству культуры или «Белгазпромбанку» в решении отдельно взятых проблем. Это соглашение сторон, которые говорят: мы заинтересованы в развитии культуры Беларуси и готовы объединить для этого свои усилия. Банк подтверждает, что в рамках реализации совместных или отдельных культурных проектов все наши ресурсы будут направлены на их поддержку.
— Это в теории, а как соглашение будет работать на практике?
— Когда банку понадобится помощь государства в реализации каких-либо культурных проектов, она будет предоставлена. Если мы придем в Министерство культуры, то не услышим: «А вы, собственно, кто такие? Вы действительно хотите развивать культуру?» Теперь мы понимаем, что и банк, и Министерство культуры мыслят одинаково, четко осознают свои функции и ответственность. Это соглашение не предусматривает прямых обязательств или ограничений между нами. Оно лишний раз подчеркивает обоюдное желание использовать свои силы и потенциал для развития культурного пространства страны.
— Банк давно спонсирует ряд крупных событий: культурологический проект «Арт-Беларусь», форум театрального искусства «Теарт». Довольны ли вы их реализацией?
— Да, поскольку они имеют большой потенциал для будущего развития. Возьмем, например, проект «Арт-Беларусь». Начавшись как акция «Белгазпромбанка» по возвращению на родину предметов искусства, он превратился в площадку для демонстрации (в рамках выставки «Десять веков искусства в Беларуси») целого массива культурного наследия, созданного на территории страны.
Этой осенью мы совместно с Дворцом искусства и Министерством культуры проведем новое мероприятие — «Осенний салон». Это очередной этап развития проекта «Арт-Беларусь», целью которого станет попытка сформировать систему выявления и поощрения молодых талантливых художников. Критерий отбора — возраст не более 40 лет. Перед нами стоит задача простимулировать дальнейшее творческое развитие художников. В качестве экспертов мы привлечем независимых зарубежных галеристов, консультантов, искусствоведов. Если все получится, следующим нашим шагом станет постоянно действующий «Осенний салон», в котором можно будет покупать и продавать картины, устраивать выставки.
— Вы сказали, что в рамках «Осеннего салона» будут продаваться картины. Планируете сформировать в Беларуси арт-рынок?
— Нельзя второй раз родить то, что уже рождено. Правда, состояние, в котором находится арт-рынок Беларуси, — это пока только начальная стадия формирования. Мы очень надеемся, что из этой затеи выйдет толк. Не важно, продадут ли художники эти картины, интересна сама возможность их реализации. Цель не в том, чтобы заработать деньги, а в том, чтобы выстроить рабочую систему отношений между автором и коллекционером. Художники должны понимать, что участие в художественных салонах — это шанс заявить о себе как о настоящем мастере, стать полноправным участником системы, которая будет продвигать твой талант.
— Можно ли назвать вашу спонсорскую деятельность ориентированной на корпоративно-социальную ответственность (КСО)?
— В КСО мне категорически не нравится слово «ответственность». Я не считаю, что обязанность бизнеса заключается в продвижении культуры. Это не ответственность, это внутренняя необходимость. Нас никто не заставляет, мы делаем это добровольно. Добровольно возложенная ответственность — это уже не ответственность, а, скорее, внутренняя обязанность. Поэтому концепция КСО к нашей деятельности никак не применима.
Я не хотел бы, чтобы «Белгазпромбанк» воспринимали как мецената. Проекты никогда не были безвозмездными. Мы всегда ожидаем от них эффекта.