- Парные портреты «Боярин» и «Боярыня» выполнены в первой трети ХХ века в характерной для художника манере. Это синтез древнерусского искусства с его глубокой духовностью, приверженностью к канону, к традиции народного искусства и того нового, что принес модерн - подчеркнутый обостренный художественный прием, утонченная стилизация. Все эти черты свойственны для художественного направления «русский модерн», ярким представителем которого был Дмитрий Стеллецкий, - рассказала заведующая музеем «Спасенные художественные ценности» Ирина Тарима.
Творчество Стеллецкого представлено в Третьяковской галерее, Государственном русском музее в Петербурге. И вот впервые его картины вернулись в Беларусь благодаря «Белгазпромбанку», который приобрел в свою коллекцию четыре полотна Стеллецкого (диптих «Бояре», «Сказка», «Ночь святого Иоанна») на престижных аукционных торгах в Лондоне в 2013-2014. Две из них и предоставлены в Бресте.
- Данная выставка - это часть большого проекта ОАО «Белгазпромбанк» «Арт-Беларусь», в рамках которого основная задача - возвращение духовного наследия. И есть особая радость в том, что впервые работы художников показываются именно на их родине. Так, ранее мы презентовали работу Ваньковича в Доме Ваньковичей. Была сделана выставка Цадкина на родине в Витебске, - сказал председатель правления ОАО «Белгазпромбанк» Виктор Бабарико. - В нашей коллекции уже 15-20 фамилий художников, работы которых мало или вообще не представлены в Беларуси.
На открытии выставки присутствовал мэр города Александр Рогачук. Председатель горисполкома приоткрыл тайну: через неделю-другую городу над Бугом передадут работы еще одного художника Парижской школы, выходца из Брест-Литовска Якова Балглея (1891-1934).
Выставка «Стеллецкий. От Брест-Литовска до Парижа» продлится в «Спасенке» до 17 сентября. Мероприятие проходит в рамках республиканской акции «Брест - культурная столица Беларуси».
Справка «Вечерки»
Дмитрий Стеллецкий (1875-1947) - художник, общественный деятель, популяризатор традиций русского искусства в мире.
Родился в Бресте в семье военного инженера, который был приглашён в город над Бугом для реконструкции Брест-Литовской крепости.
В 1896-1903 гг. Д. Стеллецкий учился в Академии художеств в Санкт-Петербурге. В студенческие годы создал серию иллюстраций к «Слову о полку Игореве», в которых продемонстрировал глубокий интерес к византийским корням древнерусского искусства. Творчески работал в области живописи, скульптуры, книжной графики, иконописи, театральной декорации.
В 1906-1913 гг. выполнил ряд скульптурных портретов современников, деятелей искусства - О. Преображенской, Б. Анрепа, А. Головина, В. Серова.
Начиная с 1900 г. много путешествовал по старинным городам России, посещая древние монастыри и храмы. В 1904 и 1907 гг. предпринял творческие поездки в Европу: в Париж, Рим, Венецию и Флоренцию. В период между зарубежными стажировками работал на Смоленщине в имении мецената М. Тенишевой, которая способствовала сохранению и развитию традиций народного искусства.
Д. Стеллецкий был членом известного художественного объединения «Мир искусства» (вместе с Н. Рерихом, Л. Бакстом, М. Врубелем, А. Бенуа).
С 1914 г. жил в Париже. Проявил себя как посланник русской культуры за рубежом.
Будучи православным дворянином и глубоко верующим человеком, Стеллецкий в 1925 г. выступил одним из организаторов общества «Икона», которое ставило своей целью изучение и охрану древней иконописи, а также проведение выставок иконописцев.
В 1935 г. художник участвовал в создании Русского культурно-исторического музея в Праге.
В 1930-х гг. Стеллецкий выполнил росписи церкви Сергия Радонежского в Париже, признанные наиболее значительным произведением мастера.
Источник