Надежда Белохвостик
В Национальном Художественном музее произведения художника будут выставлены впервые
Вообще, в этой выставке очень многое будет впервые. Впервые Бакст, родившийся в Гродно, но никогда не выставлявшийся на родине. Впервые многие художники, также родившиеся в Беларуси, но здесь почти забытые или неизвестные. Впервые за 100 с лишним лет оригиналы Чюрлениса. Впервые акварели Наполеона Орды, рисовавшего Гродно...
— В этом году ЮНЕСКО включило 150-летие Льва Бакста в свой Список памятных дат, — рассказывает куратор выставки, консультант управления информационной политики «Белгазпромбанка» Владимир Счастный. Именно банк, задумавший проект «АртБеларусь», купил шесть работ Бакста, самая дорогая из них — стоимостью почти миллион долларов. — Главная цель проекта — показать искусство Беларуси в мировом контексте. Поэтому на выставке «Время и творчество Льва Бакста» мы хотим показать и его, и творчество художников, которые работали с ним рядом и придерживались одинаковых взглядов.
Шесть необычных фактов о Баксте
Лекция Бакста стоила дороже, чем его картина
— Накануне первой мировой войны он был самым знаменитым художником в мире, — утверждает Владимир Счастный. — Балеты «Русских сезонов» установили моду на Бакста. Все парижские дома моделей заказывали ему модели костюмов, по его эскизам ткались ткани и в Европе, и в Америке. Под брендом «Бакст» выпускались мебель и посуда, проводились балы «Бакст». Он первый ввел традицию показа на выставках театральных работ — его эскизы и сценография выставлялись в Лувре. А картины стоили дороже Матисса и Пикассо.
Кстати, на выставке будут современные ткани, сделанные по эскизам Бакста, которые ему заказывали американские промышленники. Их выпустила владелица московской галереи Наталья Курникова, которая выкупила их в США
Автопортрет Бакста
— В 20-е годы за лекцию Бакста о моде платили стоила 2000 долларов! — говорит искусствовед, заведующая отделом Национального Художественного музея Надежда Усова. — Художник сам признавался, что мог бы зарабатывать лекциями, а не картинами.
Взял усеченную фамилию бабушки
Настоящая фамилия художника Розенберг, а девичья фамилия бабушки — Бакстер.
— По мнению израильских экспертов по ономастике, фамилия Бакстер происходит от местечка Бакшты в Лидском районе, — рассказывает Владимир Счастный. — Все его родственники со времен Витовта жили на наших землях. Только по чистой случайности Бакст оказался в Петербурге. Его дед, разбогатевший на поставках сукна российской армии, усыновил зятя, отца будущего художника, который стал из Рабиновича Розенбергом. Потом дед решил переехать в столицу. Он забрал всю семью, отказалась ехать только его жена — побоялась ехать по новой железной дороге Петербург-Варшава, которая проходила через Гродно. И дед женился в Петербурге на молодой женщине.
Сменить фамилию Льву посоветовали перед первой выставкой, и он вспомнил об оставшейся в Гродно бабушке.
Родители Бакста развелись. Новый муж матери выкачал из нее немалые деньги, и художник потом до самой смерти содержал всю многочисленную семью.
Учил рисовать детей великого князя
Чтобы заработать денег, Бакст стал учить рисованию детей великого князя Владимира, брата царя Николая ІІ. В царскую семью его ввел барон Дмитрий Бенкендорф, который брал уроки акварели у Бакста. В результате художник получил еще и заказ на картину от великого князя.
Стоял у истоков «Мира искусства»
— «Мир искусства» — общественное объединение художников, которые проповедовали чистое искусство — в пику передвижникам, к тому времени уже деградировавшим, — рассказывает Надежда Усова. — Это было молодое поколение очень образованных, рафинированных, чрезвычайно эстетски настроенных художников во главе с Бенуа и Дягилевым.
Все художники «Мира искусства» были принципиально универсальными. Бакст занимался живописью, графикой, дизайном, театром, костюмом.
— На выставке впервые будут представлены шесть работ Бакста из коллекции банка, которые показывают художника в разных жанрах, — говорит Владимир Счастный. — Самой ценной является, конечно, картина «Купальщики на Лидо. Венеция». Банк приобрел ее на аукционе почти за миллион долларов. Написана она в 1909 году, когда после закрытия первого «Русского сезона» Дягилев, Нижинский и Бакст поехали в Венецию.
На выставке будут также три графических портрета Левитана, Малявина и Гиппиус художника из собрания Художественного музея. А из Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства привезли семь реальных театральных костюмов, которые Бакст делал для петербургского театра «Эрмитаж». 60 фотографий театральных того времени с актерами. Программы, плакаты «Русских сезонов».
Кстати, именно Бакст придумал костюм для легендарной Анны Павловой в «Умирающем лебеде» — белую пачку, украшенную лебедиными крыльями, и маленькую шапочку из лебединых перьев. Этот костюм живет уже больше ста лет.
Бакст придумал костюм для легендарной Анны Павловой в «Умирающем лебеде»
Из-за национальности не мог получить вид на жительство в Петербурге
— Бакст решил жениться на Любови Гриценко, дочери Третьякова. Для этого ему нужно было перейти в христианскую веру, и Бакст стал лютеранином, — говорит Владимир Счастный. — Но брак был недолгим, по инициативе Гриценко они развелись, а сын родился уже после развода. Бакст решил вернуться в иудейство, но потерял право жить в Петербурге. Ходатайство за него писала великая княгиня Мария Павловна, но без результата. В 1914 году Бакста избрали членом Академии художеств, право жить в Петербурге он получил, но из-за начала войны так и не воспользовался — остался в Париже.
Писал Ротшильдов в образах из «Спящей красавицы»
Бакст несколько раз очень серьезно ссорился с Сергеем Дягилевым, создателем «Русских сезонов».
— Пару раз Дягилев его обманул, отдав заказы на балеты другим художникам. Окончательный разрыв наступил после премьеры «Спящей красавицы» в Лондоне. Бакст положил много сил на сценографию к этому балету, не случайно она считается верхом его творчества. После этой постановки Бакст рассчитывал, что Дягилев даст ему заказ на оперу «Мавра», но тот отдал заказ другому. Бакст подал в суд и выиграл. После этого бывшие друзья даже не здоровались на улице.
Зато Ротшильды заказали Баксту расписать свой лондонский особняк в стиле «Спящей красавицы», причем в сюжетах использованы образы членов семьи.
А в это время
Эпоха Бакста — от Чюрлениса до Серова
Выставлено будет почти 300 экспонатов из шести музеев Минска, Витебска, Вильнюса, Риги, Санкт-Петербурга. Будут выставлены соратники и друзья Бакста — Альберт и Александр Бенуа, Врубель, Лансере, Серебрякова, Петров-Водкин, Максимилиан Волошин, Серов, вокруг которого в Москве совсем недавно был такой ажиотаж.
Будут выставлены и те художники, которых мы можем называть почти своими — все они родились на наших землях.
— Это и Рущиц, Жуковский, Стеллецкий, Бобровский, Сорин, — говорит Владимир Счастный. — К примеру, Сорин никогда не выставлялся в Беларуси, а ведь он был одним из самых модных художников в начале ХХ века. Он автор одного из первых портретов Горького. Сорин писал королеву Елизавету, когда она была еще принцессой.
Впервые из Кракова будут привезены цветные акварели Наполеона Орды, которые писались в Гродно, в год, когда там родился Бакст. А Чюрлениса, который тоже выставлялся вместе с членами «Мира искусства», современные зрители до сих пор видели только в репродукциях.
— Последняя его выставка прошла в Минске в 1911 году за две недели до смерти художника, — рассказывает Надежда Усова. — Оригиналы редко покидают Литву, но для нашей выставки литовские коллеги сделали исключение.
Кстати
Впервые на выставке можно будет воспользоваться мобильным приложением, которое разработали в «Белгазпромбанке», и традиционным уже аудиогидом.
Входные билеты вполне демократичны — в будние взрослый билет будет стоить 50 тысяч, льготный — 30 тысяч. В выходные — соответственно 100 и 50 тысяч.
Выставка продлится с 10 февраля по 17 апреля.