150-ю годовщину со дня рождения художника Льва Бакста отметят масштабной экспозицией в Национальном художественном музее. В основе выставки — работы Бакста из разных музеев мира. А также полотна недавно приобретенные Белгазпромбанком. Единственные в Беларуси. Уроженец Гродно в конце 19 века иммигрировал во Францию и снискал мировую славу не только как театральный художник, но и дизайнер по ткани. Неизвестные принты Льва Бакста одной из первых увидела Нины Можейко.
Подлинник Бакста в оригинальной раме специально для съемок достали из хранилища Национального художественного. Работу с шестью нулями на мольберт ставит лично завотделом русского и зарубежного искусства. Исторический казус: уроженца Гродно называли то русским, то иностранцем — псевдоним на французский манер, видимо, сбивал с толку.
Живописные «Сумерки над озером», скорее, напоминают, постимпрессионизм — не в духе Бакста. Эта работа одна из 6 шедевров корпоративной коллекции Белгазпромбанка. До этого в Беларуси не было ни одной работы кисти мастера.
Владимир Счастный, арт-консультант корпоративной коллекции Белгазпромбанка: «Он всю жизнь искал свой стиль до, пожалуй, самой смерти и всю жизнь мечтал быть живописцем, но судьба так распорядилась, что он в основном занимался театральными работами, потому что это был его заработок. Он не писал циклы живописных работ, у него не было для этого времени, он писал живописные работы для души и писал в короткие перерывы между театральными работами. Эта работа, написанная для души».
В феврале в Национальном художественном откроется глобальная экспозиция памяти Бакста. Сразу 4 зала займут работы и его современников — кумиры, учителя и коллеги. Экспонаты из частных, корпоративных и музейных собраний Литвы, Латвии, Польши и России уже прибывают в Минск. Распаковка начнется уже на этой неделе.
Владимир Счастный, арт-консультант корпоративной коллекции «Белгазпромбанка»: «Вот на этой стене будут расположены работы Наполеона Орды с видами Гродно. Бакст родился в Гродно и как раз в то время, когда Наполеон Орда рисовал этот город».
Портрет Сорина «Девушка с розой» также займет свое место в экспозиции. «Мирискуссник» и портретист родом из Полоцка. Предполагается, что эту работу он писал с манекенщицы мадам Коко Шанель. К слову, Лев Бакст водил дружбу со знаменитой женщиной-модельером. Художник-станковист и культовый модник был еще и дизайнером ткани. Сам кутюрье Пуаре выплачивал внушительный гонорар просто за прорисовку узора.
Текстильные фабриканты переименовывали свой товар, используя дягилевско-бакстовские бренды. Так после закрытия «Русских сезонов» в Париже в роскошных магазинах на больших бульварах появились ткани: «Шахерезада», «Одалиска». Бакст воздействовал на публику через орнамент. Мастер колористических сюит. Пророк новой эстетики и вправду был провидцем. Во всяком случае, предсказывал будущее. Ткани а-ля Бакст прижились и в Америке. Сотня его эскизов для массового производства, созданные девяносто лет назад, стала последним и самым неизвестным арт-проектом Бакста. Художник использовал традиционные орнаменты коренных народов — майя и инков. Эти шелковые образцы модернизма в Минск привезли из московской галереи.
Надежда Усова, завотделом Национального художественного музея Беларуси: «Вот в таких тканях щеголяли американские модницы в начале 20-х гг. Эти ткани ценились исключительно высоко. Даже одна лекция Бакста о тканях стоила 2000 долларов».
Эскизы Бакста можно найти в лимитированном издании 1913 года — всего 200 экземпляров — в библиотеке Национального художественного музея. Критическое эссе Арсения Александра с комментариями Жана Кокто. Вместе с театральной фотохроникой будут представлены и сценические костюмы той эпохи. Масштабная экспозиция будет открыта для посетителей с 10 февраля.