«Осенний салон» с Белгазпромбанком получился ярким, шумным и почти скандальным. Главной его целью было — показать, какие молодые художественные силы есть в Беларуси. Поэтому заявки на участие в «Салоне» начали принимать еще летом этого года.
Из 800 (!) работ 300 авторов первое жюри отобрало 90 художников и 270 произведений. Как и кто их выбирал, так и останется тайной. Организаторы «Осеннего салона» сообщили только, что в жюри было семь человек, и ни один из них не является художником.
Победитель первого «Осеннего салона» Андрей Ленкевич потратит деньги на книгу или дом.
Больше всего в стенах Дворца искусства в течение месяца было выставлено живописи, графики, скульптуры. Фотография занимала куда более скромное место. Но именно фотограф Андрей Ленкевич стал обладателем «Большого приза» в 15 тысяч евро, учрежденного банком. Такое решение приняло международное жюри, в состав которого входили четыре признанных мировых эксперта — независимый куратор Аэса Сигурёнсдоттир (Рейкьявик — Париж), учредитель фонда современного искусства в Венеции Гаспаре Манос, член кураторской команды выставки documenta 14 Дитер Роелстрате и критик, член совета фонда «Винзавод» Николай Палаженко. Выбор именно такого жюри тоже вызвал немало пересудов, ведь получилось, что никто в Беларуси не мог повлиять на его решение. К тому же выбор экспертов должен был показать, кто же из отечественных молодых художников ближе всего к европейскому понятию современного искусства.
Оказалось, что на передовой у нас именно фотография. Андрей Ленкевич получил главную награду «За исторически ответственный подход к созданию произведений современного искусства и за вклад в формирование художественной среды».
Над проектом «Прощай, Родина» Андрей Ленкевич работает уже 5 лет. На «Салоне» этот фотоколлаж принес ему главный приз.
«Техника не имеет значения. Все решает талант»
— О чем говорит то, что главный приз получил фотоколлаж, а не живопись, графика или скульптура? — спросили мы у куратора «Осеннего салона» Ольги Клип.
— О том, что техника не имеет значения. Все решает талант. Мы говорим о современном искусстве, где техника абсолютно вторична по отношению к тому посланию, которое художник хочет транслировать обществу.
— А каковы общие впечатления членов международного жюри?
— Вполне позитивные. Многие ожидали, что жюри будет не в восторге от увиденного. Но, например, Николай Палащенко, которому приходится бывать в регионах России, и при этом он представитель «Арт Базеля» на территории СНГ и видел лучшие ярмарки современного искусства в мире, признался, что ожидал худшего: «Вам есть над чем работать, и вам есть с чем работать».
— Что экспертов так впечатлило в работах именно Андрея Ленкевича?
— Сегодня такова европейская тенденция — говорить о национальной идентичности. Они хотят ее усматривать в каждом регионе, где бывают. Дитер Роелстрате, который является одним из кураторов «Документы», недавно был и в Азербайджане, и в Армении. После нас он полетел в Бразилию. И в каждом из этих регионов он ищет интересное локальное искусство. Поэтому стремление попасть в какие-то уже существующие тенденции не всякий раз приветствуется. А Ленкевич поднимает историографический пласт и даже визуально через использование орнамента отсылает нас к нашей национальной идентичности.
— Насколько члены жюри были единодушны?
— Абсолютно, что самое удивительное. Мне было сложно представить, как эти четверо абсолютно разных экспертов среди 90 абсолютно разных художников найдут двоих, которых согласятся отметить. Но их решение было единодушно. Они только решили наградить еще троих специальным упоминанием, которых они считают достойными.
— При этом выбор обладателя Приза зрительских симпатий кардинально не совпал с мнением международных специалистов.
— Наши зрители выбирают фигуративное, в некотором смысле академическое, понятное, искусство. И покупали в основном произведения фигуративной живописи, которая приятна глазу.
А зрителям больше всего понравились картины Алеси Скоробогатой. За них она получила приз зрительских симпатий и 3 тысячи евро.
Из первых уст
«Приз пущу на книгу или дом»
Андрей Ленкевич — известная личность в Беларуси. Большой приз «Осеннего салона» не первая его международная награда. Андрей много ездит, много выставляется, преподает, является организатором многих проектов. В начале 2000-х Ленкевич сотрудничал и с «Комсомолкой», его снимки выходили на наших страницах. А работы, которые так высоко оценили эксперты, входят в один проект «Прощай, Родина!».
— Я его снимаю уже пять лет, — признался победитель. — Начал его делать, когда уезжал в Германию. Мне тогда казалось, уезжаю навсегда. Поступил в академию в Мюнхене. Но продержался там только два года, там скучно. Я человек социальный, мне, как художнику, не нужна мастерская, но нужен человек и его проблемы. А там я ничего не понимал. А «Прощай, Родина!» — это еще и надпись, которую нацарапали советские солдаты в Брестской крепости. Это важный символ. Поэтому весь проект посвящен Второй мировой войне.
— А на что потратите приз?
— Еще не знаю. На книгу. Или дом. Надо же еще налоги заплатить…
Поздравляем!
«Малый приз» в 7 тысяч евро достался Александру Болдакову «За оригинальную работу с цветом в образном пространстве сна».
«Малый приз» и 7 тысяч евро достался Александру Болдакову.
Члены международного жюри решили отметить почетными грамотами еще трех перспективных, с их точки зрения, художников. Анастасию Хоботову отметили «За встречу абстрактных форм с миром графической символики». Владимира Грамовича — «За инновационное использование воспроизводящихся паттернов в конфигурациях городского пространства». Полину Омельянович — «За яркую технику, раскрывающую дискурс пространства и мифа».
Эксперты отметили и Анастасию Хоботову.
Владимир Грамович получил специальный диплом международного жюри.
Отметили международные эксперты и работу Полины Омельянович.
Всего за месяц «Осенний салон» посетили 10 тысяч человек. И почти 7 тысяч из них приняли участие в выборе обладателя Приза зрительских симпатий, на который Белгазпромбанк выделил 3 тысячи евро. Больше 20% голосов набрала Алеся Скоробогатая.
Кстати
Еще одно серьезное впечатление от «Осеннего салона» — это суммы, в которые оценили свои работы молодые художники. Да, любой экспонат «Салона» можно было купить. Рядом с именами авторов стояли и те самые цены. Многие доходили до 400 – 500 миллионов, самыми дешевыми были фотографии в 1,5 – 2 миллиона. В итоге 30% произведений действительно были куплены.