Лучшими произведениями художественного проекта «Осенний салон» с «Белгазпромбанком» иностранное жюри назвало работы фотохудожника, осмысливающие память о Великой Отечественной войне.
Работы Андрея Ленкевича меняют восприятие событий Второй мировой войны.
В минувший понедельник, 9 ноября, во Дворце искусства были подведены итоги «Осеннего салона» — первой полномасштабной выставки молодых белорусских художников, в рамках которой выставленные работы мог приобрести любой желающий.
Экспозицию посетили около 10 тыс. человек. Как отметил советник председателя правления «Белгазпромбанка» Владимир Сажин, принимавший участие в торжественной церемонии закрытия салона, этот результат является безусловным успехом для Дворца искусства.
Он обратил внимание и на «неравнодушие самих художников, без которых выставка не состоялась бы. Это базис, на который в дальнейшем будет опираться белорусское искусство. Очень приятно, что за минувший месяц было продано множество работ наших авторов».
Действительно, более 60 произведений (30 % от общего количества) были куплены белорусскими и российскими коллекционерами. Самой дорогой работой стала скульптура Анны Дыдышко «Щенки», проданная за 264 млн руб. В гораздо меньшую сумму (1,5 млн руб.) неизвестному покупателю обошлась фотография Дмитрия Иванчикова Gates — самая бюджетная из представленных на выставке работ.
Куратор выставки Ольга Клип сообщила, что приз зрительских симпатий и награду в 3 тыс. евро получила художница Алеся Скоробогатая, за которую проголосовало более 20 % посетителей выставки. Малый приз в размере 7 тыс. евро с формулировкой «За оригинальную работу с цветом в образном пространстве сна» получил Александр Болдаков. Наконец, большим призом (15 тыс. евро) «за исторически ответственный подход к созданию произведений современного искусства и за вклад в формирование художественной среды» наградили фотографа Андрея Ленкевича.
В беседе с корреспондентом «БР» победитель рассказал, что выставленные работы являются частью его арт-проекта «Прощай, Родина!», посвященного исследованию отношения современников к последствиям Второй мировой войны на белорусской земле. «На выставке были представлены цифровые коллажи, в которых анализируется, как работает человеческая память и почему из нее вытесняются плохие воспоминания. Я попытался соединить документальную фотографию, сделанную во время войны, с узорами домотканых рушников, которые вышивали в послевоенное время», — рассказал Андрей Ленкевич.
Фотограф еще не решил, как распорядится своим выигрышем. «У меня сейчас два пути: начать строить дом или издать книгу для моего проекта, уже год как ищу на это средства. Предстоит сложный выбор», — смеется он.
«Члены жюри выражают глубокую признательность всем художникам, представленным на выставке. Оцениваемое соревнование, подобное этому, — это эксперимент в демократии. Оно призвано взращивать хрупкую экономику искусства, и участие в нем намного важнее победы», — с таким посланием обратились к участникам салона члены международного жюри, в состав которого вошли российские и европейские арт-дилеры и искусствоведы.
Тарас ТАРНАЛИЦКИЙ