25 сентября в Минске стартует международный фестиваль «Театральная неделя с Белгазпромбанком». Это новый совместный проект Белгазпромбанка и Белорусского центра международного института театра (Юнеско). В рамках фестиваля белорусские зрители увидят четыре ярких постановки, объединенных единой авторской темой — «Смотрим Шекспира». Ведущая газета страны, «СБ-Беларусь сегодня», опубликовала статью «Шекспировский размах», посвященную этой грандиозной акции.
Руководитель фестивальной группы, режиссер Виргиния Тарнаускайте, известная по работам в Белорусском государственном молодежном театре, рассказала в интервью корреспонденту «СБ» Валентину Пепеляеву о предстоящем событии. Шекспировский размах. Осенью в Минске пройдет новый театральный фестиваль. По иронии, главная театральная новость пришла в разгар мертвого сезона. Несмотря на то что Минск вот уже несколько лет никак не может закрепить за собой статус театральной столицы со счастливой фестивальной судьбой, находятся люди, готовые это опровергнуть. В сентябре в белорусской столице впервые пройдет Международный театральный фестиваль «Смотрим Шекспира!». Это уникальный международный проект, призванный не столько указать на наше место в иерархии современного европейского театра (а место это, к сожалению, далеко не на первых позициях), сколько найти то общее, что может помочь нашему белорусскому театру взбодриться и достойно начать сезон 2008/2009. Кроме спектаклей Национальных академических театров им. Я. Купалы («Макбет» Альгердаса Латенаса) и М. Горького («Укрощение строптивой» Валентины Ереньковой) в фестивале примут участие постановки литовского классика Эймунтаса Някрошюса, нестандартного болгарского режиссера Александра Морфова, осенью выпускающего в Ленкоме «Визит дамы». Есть и еще один сюрприз, хотя эта новость еще не получила своего подтверждения, но так хочется надеяться, что в Минск все-таки заглянет и шекспировский спектакль главного режиссера Академического малого театра Европы из Санкт-Петербурга Льва Додина. От одних имен у неискушенного минского театрала, привыкшего перебиваться «с хлеба на воду», может закружиться голова. О целесообразности нового фестиваля, его концепции и шансах на успех в нашем хрупком культурном пространстве мы поговорили с руководителем фестивальной группы, известной по работам в Белорусском государственном молодежном театре, режиссером Виргинией Тарнаускайте. — Виргиния, скажите честно, вам не страшно? Столько неудачных, неорганизованных и никому не нужных театральных фестивалей прошло в Беларуси за последние годы… - Что значит «неудачный фестиваль»? Когда я вижу на «Панораме» полный зал, для меня это лучший показатель. Если люди потом что-то критикуют, это уже хорошо. Значит, видели, смотрели. Потом высказывают свои «за» и «против». Это как раз очень хорошо. Мне совершенно не страшно. Слава Богу, нашелся один умный белорусский банк, выразивший готовность спонсировать наш проект. Все для того, чтобы в Беларуси наконец создавался свой средний класс, который интересовался бы не только попсой, но и хорошим театром. Если хотите, это вложение в будущее. Сегодня он посмотрит Някрошюса, а завтра, может быть, пройдет мимо той пошлости, которую нам навязывают с телеэкрана и афишных тумб, и купит билет в белорусский театр. — Где сразу «почувствует разницу»… - Да, если по большому счету, Минск в общем-то не очень театральный город — не Москва и не Петербург. Но нам хочется, чтобы зритель полюбил театр, а для того, чтобы полюбить, он должен видеть какие-то хорошие спектакли. Хороший театр появляется только тогда, когда в обществе рождается потребность в нем. Своим проектом мы хотим расшевелить публику. — Виргиния, расскажите о программе фестиваля. - Первому, к кому мы обратились, — болгарскому режиссеру Александру Морфову, предложили показать поставленный в Театре имени В. Ф.Комиссаржевской «Сон в летнюю ночь». Морфов — очень интересный режиссер, совмещающий посты главного приглашенного режиссера «Комиссаржевки» и главного режиссера софийского Национального театра имени Ивана Вазова. Он с радостью согласился. С другой стороны, выступит шекспировский «классик» Эймунтас Някрошюс, который, кажется, побывал везде со своим «Отелло», но до Минска так и не доехал. Лично я считаю, что «Отелло» и «Пиросмани, Пиросмани» — это его лучшие спектакли. В итоге 26 сентября в Центральном Доме офицеров литовский театр покажет «Отелло», 27 сентября Купаловский — «Макбета» Альгердаса Латенаса, 28-го Русский театр — «Укрощение строптивой», 30-го театр из Санкт-Петербурга — «Сон в летнюю ночь». И еще один сюрприз, но пока не буду говорить, потому что это не до конца решено. — А почему все-таки Шекспир? Как изначально родилась ваша концепция? - Если говорить о театре, то театр — это и есть Шекспир. Это основа основ, фундамент. Когда мы собрались и решали, с чего начать, были разные варианты: современная драма, комедии. Много о чем говорили, но пришли к выводу, что все-таки, если начинать в Минске фестиваль актуального современного театра, это должен быть Шекспир. Думаем, на следующий год мы пойдем дальше и, возможно, в программе будет античная драма. Будем привозить немного спектаклей, но качественных. Валентин Пепеляев «СБ» №146 от 8.08.2008 г. Итак, cмотрим Шекспира с Белгазпромбанком!