Крупнейшая в Восточной Европе Первая международная конференция по краудэкономике ICC-2015 состоялась 30 октября в Минске. Ее спикерами стали создатели крупнейших краудфандинговых компаний Польши, Эстонии, Великобритании, России, США и Беларуси, идеолог краудфандинга Дэн Маром, основатель и владелец самого популярного сайта по краудсорсингу в мире crowdsourcing.org Карл Эспости.
В мероприятии приняли участие свыше 300 человек, заинтересованных в развитии краудэкономики в Беларуси, а также потенциальные создатели краундфандинговых и краудсорсинговых проектов на постсоветском пространстве. Кроме того, была организована online-трансляция, с помощью которой ход ICC-2015 можно было отслеживать из любой точки мира.
Конференция включала в себя три секции – «Краудфандинг и краудинвестинг», «Бизнес-технологии в краудсорсинге», а также «Форсайт и коллективное прогнозирование». В их рамках участники конференции обсудили, что такое краудэкономика в целом, почему она имеет право на лидерство и почему она может победить. Основатели и руководители мировых краудфандинговых площадок поделились своим опытом, представители белорусских проектов рассказали о развитии краудэкономики в нашей стране. Спикеры-футурологи высказали свое мнение о перспективах, ожидающих нас глобальных изменениях и том, насколько безболезненно они пройдут.
На конференции в Минске выступил Алон Хиллел-Тук — основатель и финансовый директор компании RocketHub, которая входит в топ-5 крупнейших краудфандинговых платформ мира и известна своей школой краудфандинга (RocketHub's Crowdfunding Success School). Он поделился своим опытом и практическими советами:
– Надо отдавать себе отчёт, что краудфандинг – это некое событие. Оно имеет начало и конец, – подчеркнул он. – И начиная краудфандинговую кампанию, нужно более-менее четко осознавать этапы ее проведения. Нужно даже быть готовым самому вложить свое время и деньги. Внешне все выглядит так, что мы собираем финансирование на определенный проект. Но на самом деле мы собираем фидбэк, человеческую реакцию. Это способ связи людей на эмоциональном уровне – посредством технологии. Чем отличается тот или иной продукт, который мы выбираем? Стоящей за ним историей, которая вызывает те или иные эмоции. Никогда не забывайте об этом. Правила краудфандинга едины, неважно, находитесь вы в Америке или в Беларуси.
Идея проведения ICC-2015 принадлежит Белгазпромбанку, являющемуся основным проводником идей краудэкономики в Беларуси. Именно банк стал учредителем конференции (организатором мероприятия стала Бизнес-школа ИПМ). Председатель правления Белгазпромбанка Виктор Бабарико, выступивший инициатором и идейным вдохновителем события, отметил, что краудэкономика призвана решить проблему перепроизводства продукции:
– Краудэкономика сближает производителя и потребителя, максимально убирая промежуточные звенья, которые составляют колоссальную стоимость в конечном продукте. Она несет намного меньше рисков по производству продукта, это приближение к экономике предзаказа. В идеале краудэкономика решит главную проблему – перепроизводства, когда будет производиться столько продукции, столько нужно для рынка, – подчеркнул эксперт.
Виктор Бабарико отметил, что краудэкономика не только несет в себе экономическую целесообразность в виде удешевления конечного продукта, но и позволяет человеку получать удовольствие от участия в финансировании определенных проектов.
– Участники процесса получают удовольствие от осознания, что они соучастники какого-то проекта, к примеру, строительства дома в своем районе или выбора сети кафе, – пояснил он.
– Мир стремительно меняется, и на смену привычной нам «экспертной» экономике приходит краудэкономика. Мы на пороге новой эры – в сфере социальных и экономических отношений происходят самые глобальные изменения со времен падения Великой Римской империи, – уверен Виктор Бабарико. – И наша задача – разобраться в том, что происходит, чтобы не остаться на задворках нового мира. У Беларуси есть все возможности для того, чтобы стать одним из мировых лидеров в развитии краудэкономики, центром инноваций и глобальных изменений. Важно только не упустить момент.