Театр. «Теарт». Простая перестановка двух последних букв — не ошибка, а игра смыслов. Название фестиваля означает высокохудожественное театральное искусство. Арт — искусство во всех его проявлениях.
Задолго до начала театрального фестиваля «Теарт» на телевизионном экране стала идти реклама. Замечательный купаловский актер Александр Подобед в разных сценических образах произносил одну и ту же многозначительную фразу: «Театр может сказать о многом и ни о чем».
Для знатоков и любителей сцены октябрь стал праздником, потому что увидели многое и услышали о многом. При поддержке Белгазпромбанка минская публика познакомилась с лидерами европейского театра (итальянец Ромео Кастелуччи, поляк Кристиан Люпа), встретилась снова со знаменитыми литовскими режиссерами Оскарасом Коршуновасом, Миндаугасом Карбаускисом, получила возможность посмотреть некоторых номинантов и лауреатов российской премии «Золотая маска».
Без определенных событий в театрах мира жизнь этого вида искусства неполная. События случаются, конечно, не так часто, поэтому возможно успеть все узнать друг о друге. Фестиваль — это повод, чтобы с лучшим или скандальным познакомиться и приобщиться к мировым культурным процессам. Любое художественное произведение на сцене имеет множество прочтений. Люди могут по-разному понимать его смысл. Мы получили возможность проверить, как действуют на публику в разных странах новая идея, стиль, система образов. Кто-то убедился в том, что нам близки и понятны разные театральные школы и традиции. А кто-то возмущенный покидал зрительный зал во время спектакля.
На мой взгляд, невозможно было остаться равнодушным во время спектакля «Шербурские зонтики» с талантливой сценографией нашего земляка Зиновия Марголина, который теперь работает в Москве и Санкт-Петербурге. Польский театр из Познани привез два пластических спектакля. Один из них — «Минус 2» — сделан самым молодым лауреатом Премии Израиля по искусству хореографом с мировым именем Охадом Нахариным. Литовцы из Вильнюсского городского театра ищут новый сценический язык и приносят на сцену дыхание жизни, ставя классические пьесы. В этот раз их лидер Оскарас Коршуновас замахнулся на «Бурэо» Шекспира и «На дне» Максима Горького. Лично меня особенно потряс второй спектакль, сделанный в живом интерактивном общении со зрителем. Казавшиеся нам пафосными и старомодными мысли писателя вроде «Человек — это звучит гордо!» сегодня могут звучать актуально! Режиссер отобрал из пьесы самое главное, посадил актеров за длинный стол лицом к зрительному залу и убедил нас в том, что и сегодняшняя жизнь рождает такие же проблемы и драмы, как в начале ХХ века.
Огромное живописное полотно с ликом Иисуса обращено к действующим лицам и публике спектакля из Италии «О концепции Лика Сына Божьего». Это оказалась одна из самых спорных работ фестиваля, так как затронула религиозные чувства и некоторыми сценами вызвала шок.
Такой же сложный и спорный эксперимент предложил польский режиссер Кристиан Люпа в спектакле «Персона. Мерилин». Он ставит личности трех героев в экстремальные ситуации и предлагает актерам не раскрывать характеры, как делается это всегда в театре, а попытаться найти нереализованные возможности каждой исторической персоны.
Этот международный фестивальный проект можно по праву назвать взаимодействием разных театральных культур. Cудите сами. Московский режиссер Кирилл Серебренников ставит «Мертвые души» с латышскими артистами. Израильский хореограф работает с поляками. Литовский режиссер — с московским молодежным театром. Белорусы — с поляками («Амазония»). Эстонцы рассказывают о знаменитом шведском актере Юсефсоне и великом русском Андрее Тарковском.
Удивительный результат дала работа литовца Карбаускиса с актерами Российского академического молодежного театра. Спектакль «Ничья длится мгновение» — о шахматной партии между юным евреем и гестаповским комендантом. От выигрыша или поражения зависит жизнь обитателей гетто, где постоянны наказания, насилие, жертвы. При отсутствии в пьесе длинных монологов проходят трагические истории многодетной еврейской семьи, юных возлюбленных, молодых матерей, участников Сопротивления.
Конечно, на фоне этих 13 спектаклей четырнадцатый, наш, «Ладья отчаяния», названный национальной премьерой и созданный молодым режиссером Игорем Петровым, немного потерялся. Однако это заявка Центра визуальных и исполнительских искусств на свой оригинальный проект, а может быть, в будущем и на новый театральный коллектив республики.
Результат восемнадцати театральных событий в октябре (хочется на это надеяться) — шаг к воспитанию интеллектуальной театральной публики, которая учится смотреть сложное, разбираться в нем и переносить свои требовательные ожидания на сегодняшний белорусский театр.
На снимке: сцена из спектакля «Минус два».