27 августа 2015 года в музее «Спасённые художественные ценности» в городе над Бугом открылась выставка «Стеллецкий. От Брест-Литовска до Парижа», на которой представлено оригинальное произведение художника Дмитрия Стеллецкого – диптих «Бояре» из корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк». Мероприятие проходит в рамках республиканской акции «Брест – культурная столица Беларуси».
Впервые работы всемирно известного мастера, уроженца Бреста Дмитрия Стеллецкого представлены в Беларуси, на исторической родине автора!
В произведении «Бояре» из корпоративной коллекции Белгазпромбанка проявились такие особенности творчества художника, как обращение к исторической тематике и возрождение канонов древнерусского искусства. Данные черты являются характерными для художественного направления «русский модерн», в русле которого создано большинство основных произведений Дмитрия Стеллецкого.
Для Беларуси наследие этого автора представляет исключительную ценность, ведь оно позволяет прикоснуться к истокам древней славяно-византийской культуры, восстановить прерванные художественные традиции, содействуя тем самым эстетическому воспитанию подрастающего поколения.
Выставку торжественно открыли мэр Бреста Александр Рогачук и председатель правления ОАО «Белгазпромбанк» Виктор Бабарико. Фото Геннадия Козловского
– Данная выставка – это часть большого проекта ОАО «Белгазпромбанк» «Арт-Беларусь», в рамках которого основная задача – возвращение духовного наследия. И есть особая радость в том, что впервые работы художников показываются именно на их родине. Так, ранее мы презентовали работу Ваньковича в Доме Ваньковичей. Была сделана выставка Цадкина на родине в Витебске, – сказал председатель правления ОАО «Белгазпромбанк» Виктор Бабарико. – В нашей коллекции уже 15-20 фамилий художников, работы которых мало или вообще не представлены в Беларуси.
Для справки:
Дмитрий Стеллецкий (1875-1947) – художник, общественный деятель, популяризатор традиций русского искусства в мире.
Родился в Бресте в семье военного инженера, который был приглашён в город над Бугом для реконструкции Брест-Литовской крепости.
В 1896-1903 гг. Д. Стеллецкий учился в Академии художеств в Санкт-Петербурге. В студенческие годы создал серию иллюстраций к «Слову о полку Игореве», в которых продемонстрировал глубокий интерес к византийским корням древнерусского искусства.
Творчески работал в области живописи, скульптуры, книжной графики, иконописи, театральной декорации.
В 1906-1913 гг. выполнил ряд скульптурных портретов современников, деятелей искусства – О. Преображенской, Б. Анрепа, А. Головина, В. Серова.
Начиная с 1900 г. много путешествовал по старинным городам России, посещая древние монастыри и храмы. В 1904 и 1907 гг. предпринял творческие поездки в Европу: в Париж, Рим, Венецию и Флоренцию. В период между зарубежными стажировками работал на Смоленщине в имении мецената М. Тенишевой, которая способствовала сохранению и развитию традиций народного искусства.
Д. Стеллецкий был членом известного художественного объединения «Мир искусства» (вместе с Н. Рерихом, Л. Бакстом, М. Врубелем, А. Бенуа).
С 1914 г. жил в Париже. Проявил себя как посланник русской культуры за рубежом.
Будучи православным дворянином и глубоко верующим человеком, Стеллецкий в 1925 г. выступил одним из организаторов общества «Икона», которое ставило своей целью изучение и охрану древней иконы, а также проведение выставок иконописцев.
В 1935 г. художник участвовал в создании Русского культурно-исторического музея в Праге.
В 1930-х гг. Стеллецкий выполнил росписи церкви Сергия Радонежского в Париже, признанные наиболее значительным произведением мастера.
Творчество автора представлено в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Театральном музее им. А. Бахрушина (Москва), в областных музеях Российской Федерации. В Беларуси работы знаменитого брестчанина появились благодаря Белгазпромбанку, который приобрёл в свою коллекцию четыре полотна Стеллецкого на престижных аукционных торгах в Лондоне в 2013-2014 годах.
На картине «Ночь святого Иоанна» из корпоративной коллекции Белгазпромбанка изображена сцена празднованья Купалья, что свидетельствует об увлечении автором восточнославянским фольклором и знании народных традиций
Художественный критик С. Маковский дал следующую характеристику творчеству Д. Стеллецкого: «В начале девятисотых годов и до самой своей смерти он оставался убежденным антизападником, упорным глашатаем нашей “самобытности”, ненавистником европеизма. <…> Стеллецкий думал не о художественном приеме, не о стилизации, он грезил <…> об искусстве, верном древнему канону: плоскостному двухмерному изображению, обратной перспективе, анатомической отвлеченности, красочной символике – словом, тому, что нашло высшее свое выражение в иконах и фресках в эпоху нашего художественного цветения в XV-XVI веках. Притом верность далекому прошлому представлялась ему как свободное вдохновение (молодое вино в старых мехах), отнюдь не как слепое подражание или ремесленная подделка».