У частного коллекционера из Москвы была приобретена картина Абрама Моносзона «Игра в карты», созданная автором в 1962 году.
Приобретение сделано в рамках Национального историко-культурологического проекта «Арт-Беларусь», в задачи которого входит возвращение на Родину произведений рождённых в Беларуси художников, чьё творчество не представлено в отечественных музейных собраниях.
Работа Абрама Моносзона, пополнившая банковскую коллекцию, относится к знаковому в творчестве мастера циклу «Коммунальная Москва». В произведениях этого цикла отражена неповторимая атмосфера послевоенных лет, где всё смешалось в котле коммунального быта и в тесном сосуществовании между людьми нивелировались всякие различия – возрастные, классовые, национальные. Моносзон не раз обращался в своём творчестве к шуточному сюжету пьяной драки, решённому в манере немецких экспрессионистов. По словам исследователя творчества художника Любови Агафоновой, на вопрос, почему у автора так много драк в работах, Абрам Исаакович обыкновенно отвечал: “А, наверное, подраться хотел”. На самом деле, в этих работах нет какой-либо злости либо агрессии, они сделаны с любовно-шуточным отношением к тому окружению, к которому принадлежал сам художник. И, самое главное, в этих иронических произведениях проявились основные качества живописи Моносзона, такие как сложный насыщенный колорит и энергичный пастозный мазок.
Абрам Моносзон «Игра в карты». Картон, масло. 49,5×68 см. 1962
Для справки:
Абрам Исаакович Моносзон родился в 1914 г. в Могилёве. В 1941 г. окончил Московский текстильный институт (преемник традиций расформированного ВХУТЕМАСа). Несмотря на то, что большая часть жизни Моносзона связана с Москвой, он навсегда сохранил память о родном белорусском городе и не раз обращался к его образам в ностальгическом цикле произведений «Воспоминания о местечке». Среди других основных тем живописи художника: библейская история, Холокост и Великая Отечественная война, сцены из быта московских коммуналок. Творчество Абрама Моносзона развивалось в русле традиций специфической еврейско-белорусской школы живописи, заложенной Ю. Пэном и М. Шагалом, для которой характерно сочетание элементов реальности и фантазии, сюжетов из библейских времён и современности. За верность традициям своего народа художник в советское время был изгнан из официальной художественной среды. Признание к нему пришло лишь в 2000-е годы. Показательно, что одна из первых посмертных выставок автора состоялась в Музее Марка Шагала в Витебске в 2009 году.