Белгазпромбанк пополнил свою корпоративную коллекцию работами классиков национальной школы живописи – Фердинанда Рущица и Станислава Жуковского.
У частного коллекционера из Беларуси были приобретены пейзажи Ф. Рущица «Сарай и прясло для сена» (1899) и С. Жуковского «Оттепель. Свислочская пуща» (1935).
Вклад Фердинанда Рущица (1870–1936) в искусство Беларуси, Литвы и Польши трудно переоценить. Именно он организовал в 1919 году художественный факультет возрождённого тогда Виленского университета. В деревне Богданово Воложинского р-на Минской обл-ти находится могила художника, здесь же планируется создание мемориального музея его имени. При всём том в нашей стране хранится всего лишь одно полотно Ф. Рущица, находящееся в собрании Национального художественного музея. Чтобы исправить это досадное обстоятельство, Белгазпромбанк разыскал и приобрёл в свою коллекцию другое произведение Рущица – пейзаж «Сарай и прясло для сена». На этом живописном этюде изображены окрестности Богданово, где находилось родовое имения мастера и где он создал лучшие из своих произведений.
Ф. Рущиц «Сарай и прясло для сена». 31×37 см. Холст на картоне, масло. 1899
В отличие от скупого наследия Рущица, работ Станислава Жуковского (1873–1944) в Национальном художественном музее около сорока. Но среди них нет ни одного собственно белорусского пейзажа. Будучи одним из влиятельнейших пейзажистов начала ХХ века, Жуковский много путешествовал по Европе и Российской империи, где запечатлевал красоту местных ландшафтов. Однако каждый год живописец неизменно отправлялся на пленэры на Гродненщину – по своим родным местам. Белгазпромбанку посчастливилось стать обладателем одной из работ Жуковского, посвящённых красотам Свислочской пущи – северного участка Беловежской. По сведениям искусствоведов, даже в музеях Польши, где художник провёл последние двадцать лет жизни, работы этого цикла практически не представлены.
С. Жуковский «Оттепель. Свислочская пуща». Холст, масло. 60,5×70 см. 1935
Новые приобретения Белгазпромбанка особо примечательны тем, что они значительно расширили концепцию его корпоративной коллекции. Изначально посвящённая наследию художников Парижской школы из Беларуси, теперь коллекция призвана отражать специфику более глобального проекта «Арт-Беларусь», целью которого является показать процесс развития культуры нашей страны во всей его полноте и непрерывности. Сегодня формирование коллекции связано с возвращением в культурный контекст незаслуженно забытых имён белорусских художников, принадлежащих к разным историческим эпохам.
Для справки:
Станислав Жуковский (1873, имение Старая Воля около д. Ендриховичи Волковысского уезда Гродненской губ. – 1944, Прушков, около Варшавы, Польша) – живописец, педагог. Окончил Московское училище живописи, скульптуры и зодчества, где учился у И. Левитана. С 1985 участвует в выставках. В 1899 его картина «Лунная ночь» была приобретена в собрание Третьяковской галереи. К началу ХХ в. Жуковский стал одним из самых известных в России пейзажистов импрессионистического направления. Участвовал в выставках «Мира искусств». Организовал в Москве частную школу, в которой преподавал в 1907–1917. В 1923 возвратился в Беларусь, затем переселился в Польшу. Во время Второй мировой войны художник был арестован нацистами. Умер в концентрационном лагере в Прушкове в 1944.
Фердинанд Рущиц(1870, имение Богданов возле Воложина. – 1936, там же) – художник, педагог, общественный деятель. Мастер романтического пейзажа. В 1892-1897 обучался живописи под руководством И. Шишкина и А. Куинджи в императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Принимал участие в выставках объединения «Мир искусства», общества польских художников модернистской ориентации «Sztuka». В 1904-1907 преподавал живопись в Училище изящных искусств в Кракове, в 1907-1908 –профессор краковской Академии искусств. В 1918-1919 руководил созданием художественного факультета Университета Стефана Батория в Вильне и был его первым деканом. В 1921 стал организатором первой официальной выставки польских художников в Гран-Пале в Париже. В связи с этим был награждён французским орденом Почётного легиона. В виленский период – работал председателем комиссии по охране памятников древности, сотрудничал с театром.