Белгазпромбанк бросил вызов другим банкам в сфере театрального искусства
В конце сентября в Беларуси с успехом прошел международный фестиваль "Театральная неделя с Белгазпромбанком", в рамках которого белорусские зрители смогли посмотреть четыре постановки бессмертных пьес великого английского драматурга Уильяма Шекспира.
Сегодня на странице "Денежная карта" несколько необычная для нее тема — театральная. На первый взгляд она кажется весьма далекой от банковской деятельности. Однако бизнес имеет связи с искусством, и дело даже не в том, что, допустим, картины и антиквариат можно считать хорошим вложением капитала. Есть и другие аспекты, о которых рассказал председатель правления Белгазпромбанка Виктор Бабарико на пресс-конференции, состоявшейся перед театральной неделей.
На зависть банкам.
Белгазпромбанк не случайно выступил в качестве учредителя и организатора театральной недели. По мнению В. Бабарико, нельзя считать, что театральный проект не является банковским продуктом. "На самом деле это новый продукт. И мы считаем, что он укладывается в общую стратегию и общую миссию нашего банка", — заявил банкир. Она заключается в содействии формированию в Беларуси среднего класса, куда входит наиболее активная, лучшая часть населения, обеспечивающая движение вперед любого государства. Постепенно, сообщил В. Бабарико, руководство банка пришло к четкому пониманию того, что средний класс определяется не только величиной годового дохода, который генерирует бизнес или работа человека, а может быть, даже в большей степени тем, как этот годовой доход тратится. Одной из составляющих затрат является культурная.
В качестве площадки, где будут формироваться культурные потребности среднего класса, был выбран театр. По мнению В. Бабарико, только театр гарантирует зрителям соответствующий уровень сопереживания и соучастия, которых сегодня всем так не хватает.
Таким образом, считает председатель правления Белгазпромбанка, театральная неделя — это огромный подарок, причем не только белорусской театральной публике, которая, безусловно, вызывает уважение как носитель культурных традиций, но и среднему классу.
"Я очень хотел бы, чтобы среди публики, которая посетит за эти четыре дня четыре великолепных спектакля, было много людей, пришедших в театр в первый, но не в последний раз. Я абсолютно убежден, что со стороны тех, кто выступает на сцене, будет сделано все возможное. С нашей стороны также будет сделано все возможное, чтобы это было комфортно, интересно, чтобы тот ажиотаж, который присутствует на первой театральной неделе, не спадал и чтобы начало традиции было поддержано другими участниками не только мира искусства, но и мира бизнеса", — сказал В. Бабарико.
Он выразил надежду на то, что не только банкиры, но и другие предприниматели, обладающие достаточным интеллектуальным и культурным ресурсом, с белой завистью отнесутся к инициативе банка и захотят сделать что-то аналогичное еще лучше. Это, по мнению В. Бабарико, будет самой большой похвалой для банка.
Впрочем, как выяснилось, фестиваль имел отчасти рекламный характер. Банк как инициатор и организатор мероприятия, объяснил В. Бабарико, видит пользу в том, чтобы объяснить представителям негосударственного бизнеса, что быть клиентом Белгазпромбанка — это модно. Потому что все лучшие события в Белгазпромбанке, связанные не только с экономической жизнью, но и с культурной и социальной, будут распространяться и на его клиентов.
В связи с этим на постановки, организованные в рамках недели, попали в первую очередь те люди, которые имеют тесные партнерские и клиентские связи с Белгазпромбанком. Впрочем, билеты благодаря меценатскому жесту банка были доступны не только представителям среднего класса, а, пожалуй, всем жителям Беларуси. В списке организаций, приобретавших билеты по безналичному расчету, были школы, больницы, театры. Самый дешевый билет стоил 7 тыс. BYR, самый дорогой — 30 тыс. BYR. Возможно, банк даже продешевил. Впрочем, никто из зрителей за это не был в обиде.
Почему Шекспир?
В. Бабарико объяснил и причины, по которым фестиваль оказался посвященным творчеству Шекспира.
Первым делом, сообщил глава Белгазпромбанка, было решено, что фестиваль должен быть тематическим, потому что в Беларуси подобных фестивалей не было не только в театре, но и в кино и других сферах искусства. Потом потребовалось в достаточно сжатые сроки найти тему, которая могла бы присутствовать как в белорусских театрах, так и в тех театрах, которые были приглашены для участия в фестивале. "Мы очень хотели, чтобы этот фестиваль послужил каким-то стимулом, какой-то базой соотнесения развития театрального искусства в Беларуси и европейского или, даже можно сказать, мирового искусства. Поэтому нам нужно было, чтобы эта тема была раскрыта в том числе и в белорусских театрах", — отметил В. Бабарико.
Всем необходимым условиям отвечал Уильям Шекспир, пьесы которого традиционно присутствуют в репертуаре большинства театров во всем мире.
На пресс-конференции был затронут вопрос о причинах выбора не только автора пьес, но и участников фестиваля, представляющих три страны — Литву, Россию и Беларусь.
Как сообщил В. Бабарико, это не было осознанным выбором, а стало результатом компромисса между достаточно сжатыми сроками подготовки фестиваля, репертуаром театров и графиком их гастрольных поездок, которые обычно расписаны по дням. "Нам нужно было, во-первых, найти театры, которые бы откликнулись на наше предложение и для которых приезд в Беларусь совпадал с какими-то их интересами", — отметил он. В результате, полагает глава Белгазпромбанка, получилось очень здорово, потому что наши страны в разные периоды жили культурно и экономически вместе, то есть разные спектакли представят общую культуру, которая зарождалась в одном месте, а теперь стала различной.
В заключение пресс-конференции В. Бабарико отметил, что он не знает, в каком виде будет развиваться данный театральный проект в дальнейшем. Но выразил уверенность в том, что в каком-то виде проект продолжится: "Я могу пообещать, что пока будут те же менеджеры Белгазпромбанка, пока будут тот же совет директоров и акционеры Белгазпромабнка, что и сейчас, я думаю, что театр и Белгазпромбанк будут жить параллельно. Это точно".
ПОСТАНОВКИ
Отелло, Макбет и Някрошюс
Среди пьес,представленных в рамках фестиваля "Театральная неделя с Белгазпромбанком", две трагедии — "Отелло", "Макбет" — и две комедии — "Сон в летнюю ночь" и "Укрощение строптивой".
Открыла фестиваль культовая постановка известного литовского режиссера Эймунтаса Някрошюса — "Отелло". Э. Някрошюс — выдающийся режиссер современности, благодаря которому литовский метафорический театр стал классикой мирового сценического искусства. Среди многочисленных наград режиссера — Государственные премии Литовской ССР, СССР и РФ, национальная премия "Золотая маска" и международная премия Союза театров Европы. Возглавляемый им театр Meno Fortas собирает аншлаги на театральных площадках многих стран мира. Его "Отелло", поставленный в 2001 году, впервые был показан на 49-м Венецианском биеннале. По мнению знатоков, великая трагедия Шекспира в постановке Някрошюса — пронзительный спектакль, наполненный неповторимыми образами и гениально простыми поэтическими метафорами.
Национальный академический театр им. Я. Купалы показал на своей сцене трагедию "Макбет" в постановке литовского режиссера Альгирдаса Латенаса. Он по-своему расставил акценты в этой шекспировской трагедии: сдвинул основную линию пьесы в сторону леди Макбет, сократил текст произведения и количество действующих лиц, чтобы сконцентрировать внимание на центральных персонажах.
Национальный академический драматический театр им. М. Горького представил спектакль "Укрощение строптивой", поставленный режиссером Валентиной Ереньковой в жанре мюзикла. По мнению театральных критиков, это яркое, динамичное зрелище с закрученным сюжетом и счастливым финалом.
Завершил фестиваль санкт-петербургский Государственный академический драматический театр им. В. Комиссаржевской со спектаклем "Сон в летнюю ночь". Эту самую веселую шекспировскую комедию поставил знаменитый болгарский режиссер Александр Морфов, обладатель более двадцати международных и национальных театральных премий, в том числе "Золотой маски", "Чайки", "Золотого софита".
Владимир ТАРАСОВ