До открытия выставки «Десять веков искусства Беларуси» остается менее месяца. Большинство картин из коллекции Белгазпромбанка, представленных в экспозиции, имеют очень солидный возраст. Однако посетители выставки увидят экспонаты во всем их блеске. Именно для того, чтобы придать им первоначальный вид и уберечь от дальнейшего разрушения, существует профессия реставратора. Сегодня мы представляем тех, чьими усилиями удалось вернуть подлинную живопись.
Для успешной работы реставратору необходимо быть не только художником, но и ученым-историком, обладать почти энциклопедическими знаниями. В своей работе он применяет современные материалы, технологии и приборы из области физики и химии. Реставратор должен подходить к делу с ответственностью хирурга, так как реликвии хрупкие, редкие и очень ценные. Поэтому во время работы важно проявлять особое терпение, аккуратность, осторожность и внимательность. Ремесленных навыков для восстановления произведений искусства явно недостаточно. Здесь нужны художественное чутье и вкус, а для проведения многочисленных расчетов потребуется знание математики. Реставраторы сохраняют историческое и художественное значение уникальных памятников культуры. Деятельность реставратора состоит из двух направлений. Первое – это реконструкция, то есть восстановление первозданного вида вещи. Второе – консервация, которую еще называют музейной реставрацией. Цель консервации – сохранение исторического объекта.
Среди других картин «Десять веков искусства Беларуси»представят на суд публики «Портрет поэта Томаша Зана» Валентия Ваньковича, купленный Белгазпромбанком у одного из частных российских коллекционеров. Это первая картина данного белорусского живописца, которая вернулась в Беларусь. Только вдумайтесь в это — в нашей стране не было ни одной картины белорусского же художника. Но уникальность этой работы заключается также и в том, что это единственный известный живописный портрет Томаша Зана. Реставрацией картины занимался самый авторитетный специалист в этой отрасли — заведующий отделом научно-реставрационных мастерских Национального художественного музея Аркадий ШПУНТ:
– Когда картина пришла к нам, сверху она была покрыта тонированным лаком. Все наносное пришлось удалить, открыв подлинную живопись. Но то место, где есть подпись, мы не трогали, оставили под наслоениями – чтобы ни у кого не было поводов усомниться в ее подлинности. Одним словом, мы привели работу в нормальный вид.
– Предыдущая реставрация была сделана в кустарных условиях, – отметила заведующая сектором масляной живописи Светлана ДИКУТЬ. – А плохой реставрацией можно испортить даже картину в сравнительно хорошем состоянии. И нам пришлось немало поработать над восстановлением этого портрета.
– У меня было на реставрации 5-6 работ из экспозиции выставки «Десять веков искусства Беларуси», –продолжает Светлана Дикуть. – «Раввин в семье» Михаила Кикоина нужно было подчистить, загрунтовать и выполнить тонировки. Работа значилась как масло на холсте, а оказалось, что это картон. Так что после реставрации у нее изменился статус!
«Охотник» Пинхуса Кременя полностью требовал реставрации, потому что был загрязнен, там нужна была замена подрамника, были дублированы кромки. Сейчас картина приобрела первоначальный авторский замысел
На «Зеленом пейзаже» Марка Шагала были загрязнения основы по кромке. Я укрепляла картину, чистила, и кое-где заполняла тонировки. Работа сложна тем, что нежелательно как-либо нарушать живопись авторов такого уровня
В шагаловских же «Часах на пылающем небе» были царапины по красочному слою и загрязнения от покраски рам. Все это мы устранили. Восстановили лаковый слой, на котором были царапины.
На «Еве» Хаима Сутина была так называемая травматическая осыпь. Чтобы ее устранить, необходимо было провести техническую работу и не нарушить остатки лакового нанесения.
– Что касается Сутина, то у его картины ничего незначительного быть не может, – отметил Аркадий Шпунт. – Любые мелкие повреждения приобретают статус серьезных. И все реставраторы сделали максимум. Вообще, мы для этой выставки сделали все возможное и невозможное, потому что такие масштабные проекты должны делаться заранее и весьма основательно. Мы реставрировали очень большое количество вещей, порядка сотни. Потому что имеют значение даже небольшие разрушения, связанные с хранением и транспортировкой. Еще время есть, и мы успеваем все сделать в срок.
Обновленное состояние всех вышеперечисленных картин можно будет оценить, придя на «Десять веков искусства Беларуси». Выставка откроется 27 марта в Национальном художественном музее и продлится до июля.