11 сентября в Вильнюсской картинной галерее открывается выставка «Художники Парижской школы из Беларуси». Одна из самых массовых и популярных газет нашей страны, «Комсомольская правда в Белоруссии», посвятила этому событию статью в номере от 29 августа.
Два месяца 69 полотен из частной коллекции Белгазпромбанка, собрания Национального художественного музея и частных коллекций будут гостить в Литве. Благодаря белорусам литовцы впервые увидят подлинники одних из самых дорогостоящих мировых художников - Марка Шагала и Хаима Сутина. К последнему в Вильнюсе особое отношение. Ведь Сутин, как и Кикоин, Кремень, Царфин, Генин учились в одной школе Трутнева в Вильно. Кроме самого Сутина, остальных художников белорусы открыли для себя два года назад, когда банк открыл выставку в Национальном художественном музее. Литовцам их предстоит открыть сейчас.
Чем еще удивит белорусская частная коллекция, мы говорили с заместителем директора Художественного музея Надеждой УСОВОЙ и автором книги «Художники Парижской школы из Беларуси» Владимиром СЧАСТНЫМ.
– Шагал и Сутин действительно впервые будут выставлены в Литве?
– Да, это так. В Вильнюсе до сих пор экспонировалась только тиражная графика Шагала. Тем более приятно, что живопись наших земляков придет в Евросоюз из Беларуси, а не наоборот. Мы снова, как и в начале прошлого века, можем говорить о двустороннем движении с западом в области культуры. Тогда мы оказывали влияние на западное искусство через наших представителей в Парижской школе.
– Но если Сутин учился в Вильно, может быть, там сохранились какие-то его работы?
– Доподлинно известно, что на постсоветском пространстве есть только два произведения Сутина - одно в Эрмитаже, второе в частной коллекции в Москве, к тому же, говорят, неатрибутированное.
Но вполне вероятно, что где-то есть его ученические работы. Школа Трутнева, в которой учился Сутин с друзьями, была эвакуирована вглубь России. Архивы ее есть в Вильнюсе и Петербурге. Но они недостаточно изучены. Возможно, в них хранятся и работы учеников. Но они еще не найдены. А ведь Сутин считался одним из первых учеников.
– Хотя на поступлении он провалился.
– Он просто переволновался. Сутин всегда был человеком эмоционально неуравновешенным. И первый в жизни экзамен выбил его из колеи.
– Шагала с Литвой тоже много связывало…
– Его последняя выставка по пути в Берлин была в Каунасе, тогдашней столице Литвы. Ведь выехать из России Шагалу помог поэт Юргис Балтрушайтис, который в 1922 году был послом Литвы в Москве.
– Но имена Кикоина, Кременя в Литве забыты?
– Литовцы хорошо изучили своих «парижан». В Париже работали многие литовские художники, например, Жак Липшиц из Друскининкая, некоторые завещали свои работы Литве. С выходцами из Беларуси ситуация была совсем другой. По сути, заграничные закупки банка открыли нам этих художников. А теперь откроют и литовским любителям искусства. Вместе с Сутиным в школе Трутнева учились и Генин, и Царфин. В Рисовальной имени Марка Антокольского - скульптор Леон Инденбаум. В Литве их называют литваками - евреями, которые жили на территории Великого княжества Литовского с XIVвека.
– В Вильнюс везут все картины, которые там поразили белорусскую публику два года назад?
– Почти все. Но будут и новинки, которых белорусы еще не видели. За время, прошедшее с минской выставки «Парижской школы», Белгазпромбанк купил еще одну работу Шагала – «Лунатик», который был написан в 1912 году в Париже. Будет и работа Дмитрия Стеллецкого, художника, который родился в Бресте, учился в Петербурге, был активным участником «Мира искусства», а потом уехал в Париж. Пополнилась коллекция и двумя скульптурными работами Инденбаума, который родился, по некоторым сведениям, в Чаусах, по другим - в Чечерске.
Д.Стеллецкий «Ночь святого Иоанна»
– Похоже, выставка произведет в Литве не меньший фурор, чем в свое время в Минске.
– Надеемся. Во всяком случае, открытие будет идти в прямом эфире литовского телевидения. Под нашу выставку Художественная галерея отвела четыре зала на двух этажах.
Надежда БЕЛОХВОСТИК