В Беларусь возвращены работы художников Аполлинария Горавского, Григория Бобровского и Фердинанда Рущица – благодаря очередному пополнению корпоративной коллекции Белгазпромбанка. Сделанные приобретения соответствуют концепции национального историко-культурологического проекта «Арт-Беларусь».
Родившийся на Игуменщине художник Аполлинарий Горавский (1833–1900) внёс значимый вклад в культуру Беларуси и России второй половины XIX века. Казалось бы, наследие этого выдающегося академиста достаточно широко представлено в отечественных собраниях: в Национальном художественном музее хранится несколько десятков его работ. Однако имеющиеся в музее артефакты далеко не полностью отражают всю многогранность таланта Горавского. И приобретённый Белгазпромбанком пейзаж «Замок» открывает мастера с новой, доселе неизвестной – романтической – стороны.
Аполлинарий Горавский «Замок». Холст на картоне, масло. 24,8×30,9 см. 1869 г. Из корпоративной коллекции Белгазпромбанка
Интересно, что собирать в Минске работы Аполлинария Горавского начала легендарная Елена Аладова*, будучи директором Государственного художественного музея БССР. Она покупала для музея картины художника в 1950–1960-х годах у частных коллекционеров из Ленинграда и Москвы. Сегодня Белгазпромбанк стал продолжателем дела Аладовой, пополняя национальный фонд изобразительного искусства значимыми произведениями авторов, родившихся на белорусской земле.
Творчество Григория Бобровского (1873–1942) – уроженца Витебска, одного из учителей Шагала – в Беларуси не представлено вообще. А, между тем, этот художник был видным деятелем культуры Серебряного века и вместе с такими знаменитыми авторами, как Бакст, Врубель, Коровин, Малявин, состоял в рядах объединения «Союз русских художников». Белорусский искусствовед Борис Крепак считает, что в творчестве Бобровского «соединились реалистические традиции передвижников с опытом французских импрессионистов в передаче света и воздуха». Названные особенности ярко проявились и в поступившем в коллекцию Белгазпромбанка произведении – этюде «Летом. Ветреный день».
Григорий Бобровский «Летом. Ветреный день». Холст, масло. 22,3×28,8 см. 1920-1930 гг. Из корпоративной коллекции Белгазпромбанка
Если жизнь Горавского и Бобровского тесно связана с Россией и Санкт-Петербургом, то Фердинанд Рущиц (1870–1936) был более привязан к родной земле. Видимо, поэтому в его творчестве так ярко проявился колорит белорусской природы. Последнее хорошо видно по приобретённой Белгазпромбанком работе «Пейзаж. Вилия». Этот национальный по духу пейзаж ярко дополнил скупое наследие работ живописца, хранящееся в нашей стране.
Фердинанд Рущиц «Пейзаж. Вилия». Картон, масло. 57,5×46 см. Из корпоративной коллекции Белгазпромбанка
Последние приобретения Белгазпромбанка ещё раз продемонстрировали ту последовательность, которую проявляет финансовое учреждение в деле возвращения национального культурного наследия. От собирания художников Парижской школы из Беларуси банк приступил к решению более глобальной задачи по реконструкции целостного и непрерывного процесса развития отечественной культуры и заполнению имеющихся в нём лакун.
Для справки:
*Елена Аладова (1907-1986) – искусствовед, заслуженный деятель искусств Беларуси, директор Национального художественного музея РБ (1944-1977). Елена Аладова прославилась как неутомимый собиратель коллекции музея, благодаря чему его фонды не уступают сегодня ведущим собраниям Санкт-Петербурга и Москвы. Аладова вела переписку и совершала приобретения у коллекционеров из всего Советского Союза и соседних держав. Её стараниями в Беларусь возвратились шедевры А. Горавского, В. Бялыницкого-Бирули, Ф. Рущица, появились работы известнейших русских живописцев (И. Айвазовского, В. Пукирева и др.).
Аполлинарий Горавский (1833, имение Уборки Игуменского уезда Минской губ. (теперь Березинский р-н Минской обл.) – 1900, имение Кирилловичи Петербургской губ.) – живописец. Учился в Петербургской академии художеств у М. Воробьева и Ф. Бруни (1850–1854). Как пенсионер академии в 1855–1860 гг. совершенствовал мастерство в Женеве у А. Калама, Дюссельдорфе у А. Ахенбаха, Париже, Риме. В 1865–1885 гг. преподавал в Петербургской рисовальной школе при Обществе поощрения художников. В 1860–1880-х гг. в летние месяцы жил в поместье Уборки, выезжал на Полесье, в Псковскую губернию, где собирал материал для произведений. Писал пейзажи и портреты, отличавшиеся высоким техническим мастерством, жизненной правдивостью, поэтическим осмыслением окружающей среды. В Беларуси созданы лучшие из произведений Горавского, пейзажи с мотивами родных мест отличаются особой эмоциональностью, отходом от классицистических академических черт. Работы художника находятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь (18 произведений), Третьяковской галерее и иных собраниях.
Григорий Бобровский (1873, Витебск – 1942, Ленинград) – художник, живописец-портретист и пейзажист. Учился в Академии художеств (1893–1900) в мастерской И. Репина. Обладатель золотой медали II-ой степени (1909) и Большой золотой медали (1913) Международной художественной выставки в Мюнхене. Член «Союза русских художников» с 1911. В 1916 избран академиком живописи российской Академии художеств. Бобровский преподавал в школе Общества поощрения художеств в Петербурге (1905-1917), где одним из его учеников был Марк Шагал. Регулярно путешествовал на остров Капри в Италии, где тесно общался с М. Горьким и создал блестящую серию этюдов с видами острова.
Фердинанд Рущиц (1870, имение Богданово под Воложином – 1936, там же) – художник, педагог, общественный деятель. Мастер романтического пейзажа. В 1892-1897 обучался живописи под руководством И. Шишкина и А. Куинджи в императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Принимал участие в выставках объединения «Мир искусства», общества польских художников модернистской ориентации «Sztuka». В 1904-1907 преподавал живопись в Училище изящных искусств в Кракове, в 1907-1908 –профессор краковской Академии искусств. В 1918-1919 руководил созданием художественного факультета Университета Стефана Батория в Вильне и был его первым деканом. В 1921 стал организатором первой официальной выставки польских художников в Гран-Пале в Париже. В связи с этим был награждён французским орденом Почётного легиона. В виленский период – работал председателем комиссии по охране памятников древности, сотрудничал с театром. До настоящего момента в Беларуси насчитывалось только две работы художника, одна из которых («Сарай и прясло для сена») была приобретена ранее Белгазпромбанком, а вторая («У костёла») находится в собрании Национального художественного музея.