28 ноября 2015 года в Овальном зале Нового замка Гродненского государственного историко-археологического музея (Гродно, ул. Замковая, 22) начала работу выставка «Художники Парижской школы. Уроженцы Гродненщины» из корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк», посвящённая творчеству художников Осипа Любича и Пинхуса Кременя.
В экспозиции представлены пятнадцать полотен этих всемирно известных живописцев. Двенадцать из работ включены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
На открытии выставки выступили (слева направо): председатель правления Белгазпромбанка Виктор Бабарико, директор Гродненского историко-археологического музея Юрий Китурко, начальник главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодёжи Гродненского областного исполнительного комитета Павел Скробко, директор Гродненской областной дирекции Белгазпромбанка Чеслав Ващило.
– Приятно проводить открытие выставок, объединённых одной идеей, как «Художники Парижской школы из Беларуси», – отметил в своем выступлении Виктор Бабарико. – Но особый интерес и трепетное отношение вызывают выставки на родине людей, составивших славу Беларуси. Так, в 2015 году Белгазпромбанк представил творчество Валентия Ваньковича в Доме Ваньковичей в Минске, Осипа Цадкина – в Витебске, Дмитрия Стеллецкого – в Бресте. Гродненщина – земля, давшая миру многих художников. Среди них Лев Бакст, чья большая выставка работ пройдёт в следующем году в Минске, а также Любич и Кремень. Несмотря на то, что они жили и творили за рубежом, во Франции, они оставались белорусами.
Выставка «Художники Парижской школы. Уроженцы Гродненщины» проходит в рамках инициированного Белгазпромбанком национального историко-культурологического проекта «Арт-Беларусь», одна из задач которого – возвращение находящихся за рубежом культурных ценностей. Проект начинался с собирания произведений художников Парижской школы, родившихся в Беларуси – путём приобретений на мировых аукционах и у частных владельцев. Сегодня коллекция Белгазпромбанка признана крупнейшим собранием экспрессионистов Парижской школы в Восточной и Центральной Европе. Коллекция с успехом экспонировалась в Минске, Гомеле, Витебске и Вильнюсе.
– Среди целей проекта «Арт-Беларусь» – продвижение современных, молодых белорусских художников. Благодаря им традиции прошлого продолжаются и поддерживаются сегодня. На недавно прошедшем «Осеннем салоне с Белгазпромбанком» мы попытались представить и показать их лучшие работы, – добавил Виктор Бабарико. – Что приятно, второе место завоевал гродненский художник Александр Болдаков! Сегодня мы вручаем ему памятный знак как участнику (малый приз), и сертификат на получение денежной премии.
Впервые в городе на Нёмане представлено творчество гродненца Осипа Любича и родившегося в местечке Желудок (в Щучинском районе Гродненской области) Пинхуса Кременя. Оба автора принадлежат к плеяде талантов Парижской школы – интернационального творческого сообщества, сформировавшегося в столице Франции в первой половине ХХ века, куда входили Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Альберто Джакометти, Леонард Фужита, выходцы из Беларуси Марк Шагал, Хаим Сутин, Михаил Кикоин, Шрага Царфин.
Несмотря на то, что художники Любич и Кремень являются земляками, их творчество диаметрально противоположно по своему темпераменту: если палитра Любича гармоничная, нежная, лиричная, то Кремень предпочитает напряжённую, динамичную, экспрессивную манеру. Возможно, в первый раз на выставке в Гродно так отчётливо будут сопоставлены два творческих метода талантливых живописцев.
Выставка в Гродно проходит в год празднования 25-летия со дня основания Белгазпромбанка и приурочена к 15-летнему юбилею Гродненской областной дирекции этого финансового учреждения.
Экспозиция в Новом замке будет работать по 20.01.2016 г. с 10:00 до 17:30 ежедневно, кроме понедельника.
Для справки:Гродненская областная дирекция ОАО «Белгазпромбанк» была образована 28 сентября 2000 г. Являясь молодым и активно развивающимся областным подразделением Белгазпром-банка, она успела зарекомендовать себя как надёжный бизнес-партнёр в своём регионе. Основной сегмент клиентов дирекции – представители малого и среднего бизнеса, однако филиал успешно обслуживает и таких крупных клиентов, как «Гродно Азот», строительная компания «Кардена», «Молочная компания Новогрудские Дары», «Леор Пластик» (Новогрудок), Слонимское управление магистральных газопроводов ОАО «Газпром трансгаз Беларусь». Работа дирекции всегда характеризовалась положительным финансовым результатом. В 2010 г. гродненцы первые из подразделений Белгазпромбанка построили для своих нужд новое здание по ул. Горького, 60. Около десяти раз гродненский филиал удостаивался звания «Лучший предприниматель года» на областных и городских конкурсах предпринимательства.
Осип Любич (1896, Гродно – 1990, Париж, Франция) – живописец и график. Писал маслом и гуашью в жанрах пейзажа, портрета, натюрморта, композиции (на цирковые и театральные сюжеты), занимался также акварелью и пастелью. В графике отдавал предпочтение офорту. В основе творчества Любича лежит набросок. Стиль близок к постимпрессионизму.
О. Любич родился в семье кузнеца. Учился в Одесском художественном училище Общества изящных искусств. В 1919 переехал в Германию, где создавал театральные декорации и декорации для кино. В 1923 получил заказ на декоративное оформление кабаре на Монпарнасе и переехал в Париж. В 1925 скульптор А. Бурдель ввёл О. Любича в салоны Тюильри. В 1934 автор опубликовал альбом «Цирк», состоящий из 10 офортов.
Во время Второй мировой войны продолжал работать в мастерской на Монпарнасе. В 1940 не отметился как еврей в префектуре полиции, а в 1944 был арестован по доносу и интернирован в транзитный лагерь Дранси, откуда сбежал при освобождении Парижа. После войны вернулся в Париж, где работал до конца жизни.
Полотна О. Любича хранятся в нескольких музеях Франции, а также в музеях Великобритании (Лондон), Германии (Цюрих), США (Нью-Йорк) и Израиля (Тель-Авив). Гравюры находятся в собрании Национальной библиотеки в Париже.
Пинхус Кремень (1890 , д. Желудок Виленской губ. (ныне Щучинский р-н Гродненской обл.) – 1981, Сере, Франция) – живописец, скульптор и график, работал в стиле экспрессионизма.
Родился в семье ремесленника, учился в Виленской школе рисования. В 1912 приехал в Париж, где поселился в коммуне «Улей». В 1914 три его скульптуры экспонировались в Салоне независимых.
С 1915 переключился на живопись. Картины художника приобретены арт-дилерами Шероном, Зборовским, Гийомом. Первая персональная выставка состоялась в Париже в 1919 в галерее Жака Поволоцкого. В 1921-1924 регулярно экспонировал работы на Осенних салонах. Затем состоялись продолжительные путешествия, в ходе которых были написаны многие работы.
В 1940-1944 скрывался от нацистов в Тюренне департамента Коррез. В Париж, в мастерскую на улице Франсуа-Жибер, вернулся в 1944. В 1949-1956 участвовал в выставках в Иерусалиме; прошли персональные выставки в Париже, Лондоне. В 1958 — персональная выставка в Художественной галерее Коулмана в Филадельфии. Похоронен в Париже на кладбище Монпарнас.