ОАО “Белгазпромбанк с 1 декабря первым среди белорусских финансовых учреждений начинает внедрение новой услуги — штрих-кодирования платежных документов, которое позволит значительно упростить обслуживание и довести общий уровень обработки платежных документов корпоративных клиентов в электронном виде до 95%.
Об этом корреспонденту “БР сообщили директор департамента корпоративного бизнеса ОАО “Белгазпромбанк Владимир Дякович и директор департамента информационных технологий Александр Желиховский. “Наш банк, — заявил В. Дякович, — стремится быть лидером в части внедрения новейших технологий и организации бизнес-процессов. В связи с этим перед нами была поставлена задача организации в банке общего электронного документооборота с клиентами.
Базовой основой для нее служит система “Клиент — банк. Но данная система, к сожалению, используется не всеми клиентами. Кто-то из-за консерватизма не доверяет технике. А предприятия и индивидуальные предприниматели, осуществляющие небольшое количество платежей, предпочитают доставлять в банк платежные поручения на бумажном носителе и не всегда имеют возможность устанавливать у себя систему “Клиент — банк. Введение информации с платежного поручения на бумажном носителе в операционную систему банка осуществляется вручную, что весьма неэффективно.
Для упрощения процесса ввода информации в белорусских банках были внедрены системы оптического распознавания. Но в этих системах осуществляется распознавание графических образов и большое значение имеет качество печати расчетного документа. Как правило, требуемое качество обеспечивают только лазерные принтеры, и даже в этом случае распознавание составляет около 65%, то есть в 35% случаев необходимо вмешательство оператора, который должен проверить и заполнить те символы или поля, которые остались нераспознанными.
Программное обеспечение для клиента бесплатно
“Принцип работы системы штрих-кодирования финансовых документов довольно прост, — сообщил А. Желиховский. На компьютер клиента, где предполагается распечатывать платежные поручения, требуется установить специальное программное обеспечение — модуль “АПС-Печать (драйвер виртуального принтера). Установка модуля “АПС-Печать на компьютере клиента производится через дружественный интерфейс программы. На сайте банка размещена инструкция для установки данного драйвера виртуального принтера. Если у клиента возникают вопросы во время установки, то специальная группа сопровождения в банке может проконсультировать клиента бесплатно.
После установки данного модуля в операционной системе компьютера появляется дополнительный — виртуальный — принтер. Его существование никак не сказывается на работе компьютера. Расчетные документы клиент готовит и печатает с помощью тех программ, к которым он привык. Модуль “АПС-Печать перехватывает всю информацию, которая выводится клиентом на печать, и когда обнаруживает, что готовится печать расчетного документа, извлекает из нее все его реквизиты.
Программа “АПС-Печать является универсальной и рассчитана на работу с широким спектром программ, таких как “1С, “Галактика, приложениями на Exсel и Word и т. д.
В процессе извлечения информации из платежного документа при печати на компьютере клиента программный модуль (виртуальный драйвер) осуществляет проверку правильности его внешнего представления на бумажном носителе согласно требованиям Национального банка РБ. Если обнаруживается ошибка, то печать документа не производится, а на монитор клиента выводится информация об ошибке. Во многих бухгалтерских программах также заложена подобная проверка, но “АПС-Печать проделывает эту операцию дополнительно.
После проверки документа извлеченные данные определенным образом преобразуются в специальный штрих-код, который затем печатается вместе с платежным документом (только на первом экземпляре). После этого клиент подписывает и заверяет документ печатями в обычном порядке и доставляет его в банк.
Точность гарантирована
В банке для осуществления процедуры считывания информации менеджер по обслуживанию клиентов подносит документ к специальному сканеру, который практически мгновенно считывает код и обеспечивает ввод расчетного документа в банковскую систему в присутствии клиента. Это, в свою очередь, позволяет сократить временные затраты на ввод документов и, как следствие, повысить качество обслуживания клиентов. Как подчеркнул В. Дякович, это большой плюс новой системы. Ранее платежный документ в некоторых случаях попадал в обработку лишь через определенное время после его приема в банке.
Как особо отметили в банке, используемая система сканирования не читает буквы и цифры с платежного документа, она получает информацию со штрих-кода, в котором содержатся точные сведения о том, что было отправлено на печать.
Используемый в системе штрих-код выбран в результате тщательных исследований и обеспечивает необходимую надежность, скорость считывания и информационную емкость. Он невосприимчив к механическим воздействиям, то есть если что-то нанесено на него ручкой или лист бумаги со штрих-кодом помнется, то сканер все равно точно распознает зашифрованную в коде информацию. При этом допустима распечатка документов на обычном матричном принтере и нет нужды переходить на лазерный.
При штрих-сканировании обеспечено 100-процентное распознавание информации, содержащейся в расчетном документе. Даже если в документе все же есть ошибки, то они сразу высвечиваются на экране с указанием полей, в которых они находятся.
Как показывает опыт эксплуатации данной системы в России, появление ошибок из-за процесса сканирования практически исключено независимо от качества печати документа. Но возможны ошибки другого рода — в указании кода валюты, наличия счета клиента в данной валюте и т. д. Присутствие подобных содержательных погрешностей проверяется в ходе проверки, осуществляемой во время обработки документа, считанного по штрих-коду в банке. Всего в автоматическом режиме рассматривается до 60 параметров в платежном документе клиента.
Если будет обнаружена неточность в документе клиента, то она может быть исправлена клиентом сразу в банке (при наличии возможности заверения платежного поручения оттиском печати и подписями должностных лиц плательщика согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати). Для этого в банке специально оборудованы рабочие места, оснащенные компьютером и принтером, где можно перенабрать документ и тут же его снова распечатать с уже исправленным штрих-кодом. Если клиент не владеет компьютерной техникой, то сотрудники банка могут осуществить набор и печать платежного документа за него согласно тарифам банка. Таких клиентов очень мало, отметил В. Дякович, но мы стараемся создать удобные условия и для них.
Все для клиента
Введение штрих-кодирования позволяет значительно упростить процесс обработки платежных поручений. Если раньше менеджер банка вручную вводил информацию, а затем еще и просматривал набранный текст, сверяя его с оригиналом, то теперь время, которое тратится на прием платежных документов, существенно сокращается, что снижает затраты банка и экономит время клиента. Это позволит значительно снизить возможность появления очередей при приеме платежей.
Менеджер может больше внимания уделить клиенту, не занимаясь рутинной работой по набору текста. Кроме того, обработка документов с применением штрих-кода стоит дешевле, чем вручную (на 20%).
В пилотном режиме система штрих-кодирования финансовых документов в Белгазпромбанке уже эксплуатируется, а с 1 декабря начинается ее внедрение. Таким образом, ОАО “Белгазпромбанк дополняет линейку предлагаемых юридическим лицам услуг по проведению платежей, в которой уже находятся системы “Клиент — банк, “Банк по телефону, “Выписки по факсу. Тем самым ОАО “Белгазпромбанк еще раз подтверждает свою репутацию высокотехнологичного и клиентоориентированного банка.
“Введя данную систему в эксплуатацию, мы рассчитываем на увеличение поступления в автоматизированную банковскую систему платежных документов клиентов в электронном...