Белгазпромбанк представляет «Десять веков искусства Беларуси» – именно такое название носит крупномасштабная экспозиция, которая откроется 27 марта и будет работать до июля 2014 года. Уже сейчас это событие можно назвать без преувеличения уникальным: под одной крышей соберут в буквальном смысле десять столетий отечественного искусства.
Среди многих экспонатов, которые впервые представят вниманию широкой публики, один стоит отметить особо.
Следует напомнить, что в Беларуси, на исторической родине Сутина, вплоть до 2012 года не было ни одной его картины. В 2012 году Белгазпромбанк приобрел его работу «Большие луга в Шартре», которую можно было увидеть в рамках арт-проекта «Художники Парижской школы из Беларуси». Еще одним ценным приобретением стала картина Хаима Сутина «Ева», написанная в 1928 году. Хаим Сутин по праву является одним из величайших мастеров изобразительного искусства. Его портреты разных лет объединяет стремление разгадать тайну персонажа, передать его психологическое состояние в нелегкие моменты глубокого раздумья, отчаяния, терзаний души. Портрет «Ева» притягивает, завораживает своей энергетикой. Мы на себе ощущаем пронзительный, загадочный взгляд героини.
Что в этой работе и, если брать в целом, личности Сутина до сих пор не оставляет в покое ни искусствоведов, ни посетителей аукционов, ни обычную публику? На этот вопрос отвечает куратор выставки «Десять веков искусства Беларуси» Владимир Счастный:
– Сутин был в первую очередь колорист. Главное достоинство его работ – это цвета, которые он использовал для изображения либо природы, либо людей. Поэтому для Белгазпромбанка очень важно было купить после «Больших лугов в Шартре» портрет, потому что Сутин еще известен и как портретист. Было большой удачей найти столь значительное его произведение на аукционе в наше время, потому что сейчас такие работы продаются за огромные деньги. Надо сказать, что гордость любого музея – иметь в своей экспозиции работу Сутина, тем более его портрет. Как известно, на постсоветском пространстве есть только одна работа Сутина, его автопортрет (в настоящее время в Эрмитаже), и приобретение новой картины повысило уровень корпоративной коллекции Белгазпромбанка.
В 1912 году Хаим Сутин приехал в Париж совершенно безвестным юношей из белорусской глубинки, но уже через 10-12 лет его работы начали покупать. В период 1922-1925 года он становится известен.
Кроме того, что «Ева» – пожалуй, самая дорогая картина в Республике Беларусь, она интереснатем, что относится к наилучшему периоду творчества Сутина. В 1928 году он находится в зените свой славы. Рассказывает заместитель генерального директора по научной работе Национального художественного музея Республики Беларусь Надежда Усова:
– Картина очень красива и едва ли не наиболее реалистичная из всех его портретных произведений. Здесь нет той взбудораженности палитры, того экспрессионизма, который присущ многим портретам Сутина. Здесь есть спокойная гармония, которая свидетельствует о том, что в этот период жизни художник пребывал в полном ладу с самим собой. Поэтому на это произведение будет любопытно посмотреть не только специалистам, которые уже видели Сутина на минской выставке «Художники Парижской школы», но и широкому зрителю. Как известно, Сутин – редкий художник в наших краях. И появление новой картины в Беларуси – это замечательно! Это подхлестнет интерес к нам среди крупнейших музеев – не только бывшего СНГ, но и Евросоюза – в качестве весомого повода для выставочного обмена.
Среди прочих экспонатов на выставке «Десять веков искусства Беларуси» зрители впервые увидят новые приобретения Белгазпромбанка – книгу Симеона Полоцкого «Жезл правления» 1667 года издания, картины Марка Шагала, созданные в период расцвета творчества этого великого художника, а также работу нашего прославленного соотечественника Валентия Ваньковича «Портрет поэта Томаша Зана».