Еще несколько лет назад белорусская столица не имела ни одного крупного театрального фестиваля. А сегодня их уже несколько
Еще несколько лет назад белорусская столица не имела ни одного крупного театрального фестиваля. А сегодня их уже несколько. Но «Теарт», который в этом году пройдет в третий раз, выгодно отличается и грамотно продуманной программой, и обязательными сюрпризами, и непременными громкими, порой скандальными постановками.
В этом году их будет как никогда много. Фестиваль начнется в конце сентября, а уже в ближайшее время откроется продажа билетов.
О том, чем нас будет удивлять «Теарт», мы поговорили с его создательницей Анжеликой Крашевской.
- Название у фестиваля интригующее. «Теарт» - это «искусство театра»?
- Да, это игра буквами. Название для нового фестиваля всегда трудно придумать. Иногда нам говорят: «Вы буквы перепутали».
- В Минске очень долго не было театральных фестивалей. А сейчас их сразу несколько. Какую концепцию вы заложили в «Теарт»?
- В «Теарте» мы хотим показать то лучшее, что есть в театре на сегодняшний момент - лучшие направления, спектакли, новации разного жанра. Чтобы фестиваль был интересен и зрителям и профессионалам.
- Публика минская готова к современному театру, который очень далек от традиционного?
- Не только готова, она заждалась. Удивительно было бы, чтобы на двухмиллионное население Минска не нашлось тысячи зрителей, которые хотят это видеть. Другое дело, что фестивальная публика - особая.
«ШЕКСПИРА СТАВЯТ И В КОРЕЕ»
- Чем вам, как организатору, запомнились первые два фестиваля?
- В 2011 году у меня было несколько ярких впечатлений. Первое - от корейского театра Play Factory Mabangzen и их «Макбета». Шекспир, переделанный под национальный эпос. Это было невероятно любопытно. Ментальность совершенно другая, но то, что они делают, вызывает уважение. Но самое большое впечатление от того фестиваля - валютный кризис. Оказалось, что и на его фоне можно провести фестиваль.
В прошлом году главным событием оказалось то, что после ремонта не открылся Музыкальный театр, а на его сцене у нас должны были идти пять спектаклей, один из которых аншлаговый. Нужно было искать другую площадку, ведь билеты были все проданы. Польский спектакль «Персона. Мерилин» невозможно было перенести никуда. В экстремальных условиях мы нашли-таки решение, и спектакль можно было играть в Музыкальном театре. Но случилась еще одна накладка. Актриса, исполнительница главной роли, не прилетела в Минск. Словом, ситуация чрезвычайная, пришлось выкручиваться, чтобы спектакль состоялся.
- А как вы решаете, какой спектакль пригласить в Минск?
- Я сама отсмотрела каждый спектакль. Езжу и на фестивали, и по театрам. Общаюсь постоянно с театральными экспертами, критиками из разных стран.
«МЫ НЕ НАШЛИ В МИНСКЕ СЦЕНУ ЧЕРНОГО ЦВЕТА»
- В театральной среде фестивальным спектаклем называют тот, который легко можно показывать на любой площадке. Вы, когда смотрите тот или иной спектакль, сразу продумываете, где его можно показать в Минске?
- Абсолютно верно. Мы открываем международную программу спектаклем «Добрый человек из Сезуана» московского театра им. Пушкина. Премьера его состоялась в феврале 2013 года, в главной роли Александра Урсуляк. Проблемы возникли с площадкой. Спектакль идеально становится на сцену ДК МАЗ, ведь сцена театра имени Пушкина достаточно большая. Но там ее пространство черного цвета, а в ДК стены белые, как, оказывается, во всех наших дворцах культуры.
- И как вышли из положения?
- Художник будет думать, как выйти из положения.
- А перекрасить на один день сцену ДК нельзя?
- Это была первая идея, которая всем пришла в голову. Но нет, к сожалению...
- Часто вам приходится отказываться от идеи привезти в Минск какую-то постановку именно из-за площадок?
- К сожалению, да. По техническим причинам мы не можем привезти в Минск гениальный спектакль Франка Кастрофа (главный режиссер берлинского театра «Фольксбюне». - Ред.) из-за того, что у нас ни в одном театре нет круга диаметром 18 метров.
Сейчас обсуждаем постановку польского режиссер Варликовского «(А)поллония», который получил «Золотую маску», был показан на фестивале в Авиньоне. Он идет четыре с половиной часа, и по техническим характеристикам нам приходится специально под него использовать площадку «Минск-Арены». И конечно, это проект не на 15 000 зрителей, которые может вместить «Минск-Арена».
- И билеты на него будут очень дорогими?
- За счет билетов расходы на аренду возместить невозможно, но заверю: билеты точно не будут дорогими.
- Спектакль на спортивной арене - это ново для нас…
- У нас действительно не так много театральных площадок, чтобы принимать технически сложные постановки, поэтому рассматриваем различные варианты.
Большая часть программы будет связана с документальным театром, когда звучат либо реальные тексты, либо рассказывается реальная история. Его все больше в Европе, России. Планируем показать на площадке Центра современного искусства постановку питерского «Театра post». Это чистый эксперимент в галерейном пространстве - 6-часовой проект двух молодых режиссеров Дмитрия Волкострелова и Семена Александровского. Они назвали его «Музей 16-ти пьес». Зритель может приходить-уходить. Действие одновременно начинается в четырех залах, и зрители переходят из зала в зал.
- Наши театры не решаются на такие эксперименты? Возможно, понимают, что в Минске на экспериментальные постановки можно собрать зрителя раза три-четыре. А дальше им нужно выполнять план, показывать заполняемость зала…
- Я тоже так думала, когда работала в театре. Важно, как ты подаешь и преподносишь спектакль зрителю, как готовишь публику. А как иначе приучать аудиторию?
- Может, именно так, как вы делаете - проводя фестивали, подобные «Теарту»?..
«ЗА БЕЛОРУССКИЕ ПЬЕСЫ БЬЮТСЯ В МОСКВЕ, А ДОМА ИХ НИКТО НЕ СТАВИТ»
- В этом году у нас много экспериментов, в том числе и с белорусской драматургией. Мы сознательно сделали большой белорусский блок. Есть феномен белорусской драматургии, которая интересна всем, кроме нас.
За пьесу Богославского «Любовь людей» сейчас дрались два московских театра, а в Беларуси ее никто не ставит. Пьесы Пряжко идут в десятках российских театров. Кстати, Дмитрий Волкострелов в этом году получил «Золотую маску» за постановку по Пряжко.
Поэтому на фестивале у нас будет пять белорусских постановок тех авторов, которые уже сделали себе имя в той же России.
- Финансово фестиваль - дорогое удовольствие?
- Чтобы сделать хорошую программу, нужны серьезные финансы. Фестиваль поддерживает Министерство культуры. Но если бы не финансовая помощь наших партнеров, мы бы не вытянули его. Поэтому безмерно благодарны Белгазпромбанку, а в этом году и Газпромтрансгазу Беларуси.