Belgazprombank

Стране грозит избыток ликвидности в связи с ожидаемым в конце года увеличением расходов бюджета

Белорусский рынок.

Правительство Беларуси в текущем году накопило значительные финансовые ресурсы, большая часть которых должна быть потрачена в ближайшие месяцы, что может негативно сказаться на стабильности финансового рынка страны.

Владимир ТАРАСОВ

Хотя некоторые полагают, что считать деньги в чужом кошельке не совсем прилично, делать это иногда бывает очень увлекательно. Особенно, если этот кошелек — государственный бюджет, то есть, можно сказать, общие деньги всех жителей Беларуси. Проведение некоторой ревизии государственных финансов сейчас кажется своевременным, так как приближается конец года — время традиционного увеличения государственных расходов.

На депозите — больше миллиарда.

Тратить правительству есть что. Поток поступлений в бюджет не иссякает, более того, за 9 месяцев текущего года в Беларуси сформировался профицит консолидированного бюджета в размере 2,7 трлн. BYR. Доходы консолидированного бюджета за 9 месяцев текущего года выросли до 34,3 трлн. BYR, или на 25,5% по сравнению с доходами за аналогичный период прошлого года. В то же время Минфин несколько придержал рост расходов, увеличившихся на 22,8% — до 31,5 трлн. BYR.

По итогам января — сентября доходы республиканского бюджета достигли 77,2% от годового плана (25,9 млрд. BYR), а расходы — 68,1% от годового плана (23,5 млрд. BYR). Разница в финансировании — 2,4 трлн. BYR.

Таким образом, профицит бюджета на 1 октября в основном был сформирован за счет отставания темпов расходования бюджетных средств от поступления доходов.

Подобная политика государства весьма существенно сказалась на размере средств правительства в белорусской банковской системе. Если на начало года величины чистого кредита правительству со стороны белорусских коммерческих банков и Национального банка были довольно незначительными (см. график 1) — минус 312,1 млрд. BYR и минус 203,9 млрд. BYR соответственно, то на 1 ноября они достигли по минус 2 трлн. BYR каждая. Отрицательная величина данного кредита означает, что не правительство должно банкам, а банки — правительству.

Таким образом, государство выступает в качестве финансового донора белорусской банковской системы, обеспечивая ресурсами коммерческие банки и участвуя в формировании золотовалютных резервов страны, размещенных Нацбанком за пределами Беларуси.

Увеличение чистого кредита правительству в текущем году объяснялось в основном ростом депозитов государства как в коммерческих банках, так и в Национальном. При этом если в коммерческих банках за 10 месяцев текущего года их величина выросла на 1,5 млрд. BYR, то в Национальном банке подскочила на 2,1 млрд. BYR, то есть почти на 1 млрд. USD (см. график 2).

Практически весь прирост депозитов правительства в Нацбанке объясняется ростом их валютной части с 303,3 млн. до 1.252,6 млн. USD (см. график 3). В текущем году они увеличивались в среднем примерно на 30 млн. USD в месяц, за исключением июня и сентября, когда прирост достиг 590 млн. и 292,4 млн. USD соответственно. Источники поступлений в данные месяцы известны — это продажа 10-процентного пакета акций ОАО "Белтрансгаз" и 51-процентной доли в уставном фонде оператора сотовой связи МЦС.

Как видим, правительство пока не тратит деньги, полученные от продажи государственного имущества, а держит их в своего рода резерве, составляющем большую часть профицита государственного бюджета.

Если сумма депозитов правительства за 10 месяцев текущего года значительно возросла, то требования банков к правительству в целом за 10 месяцев текущего года практически не изменились (см. график 4). Величина требований коммерческих банков, представляющих собой государственные ценные бумаги, находящиеся в собственности банков, в середине текущего года заметно снизилась, но в последние месяцы она почти восстановилась до уровня начала года.

Копить или тратить?

Наличие у правительства Беларуси значительных средств, которые должны быть израсходованы в ближайшее время, создает потенциальную угрозу дестабилизации финансового рынка Беларуси в конце текущего — начале будущего года. В случае если правительство решит потратить имеющиеся у него бюджетные средства, в банковскую систему страны должны попасть около 3 трлн. BYR сверх обычных поступлений.

Это может привести к весьма серьезным последствиям для финансового рынка Беларуси: возможны скачок инфляции и увеличение ликвидности банковской системы, что приведет к снижению стоимости рублевых ресурсов и падению ставок по депозитам. Последнее чревато оттоком средств населения в белорусских рублях из банков.

В принципе, избыточная ликвидность может уйти на погашение внешнего долга страны, валовая величина которого на 1 июля 2007 года достигла 9,3 млрд. USD. Банки и предприятия, пожалуй, пошли бы на это при снижении стоимости рублевых ресурсов. Но в данном случае возникнет другая проблема — выплата долга приведет к уменьшению золотовалютных резервов страны примерно на 1 млрд. USD.

В настоящее время развитие событий по описанному выше сценарию руководством страны не предусмотрено. Национальный банк выступает против роста инфляции и существенного снижения ставок по депозитам, опасаясь потери основного источника средств для финансирования экономики — денег населения. Не предполагается и потери золотовалютных резервов.

Это означает, что страна пойдет по другому пути. Правительство может вообще воздержаться от резкого увеличения бюджетных расходов в ближайшие месяцы, закончив 2007 год со значительным профицитом и сформировав таким образом некий резерв.

Данный вариант кажется наиболее вероятным и вполне приемлемым, так как гарантирует стабильность на финансовом рынке. Правда, такие действия правительства будут выглядеть довольно странными на фоне значительных усилий государства и частных компаний по привлечению иностранных и отечественных инвестиций, так как получается, что Беларусь имеет собственные средства, которые почему-то не направляет на инвестиции.

Поэтому хорошо было бы осуществить бюджетные расходы в полной мере или даже сверх запланированного уровня без снижения величины внешнего долга и золотовалютных резервов государства, а также без существенного роста инфляции и других негативных последствий. Однако осуществить это технически в короткие сроки вряд ли возможно. Надо ждать, пока экономика сможет сама "усвоить" увеличение государственного финансирования.

Уже при текущем уровне расходов бюджета ликвидность белорусской банковской системы является несколько избыточной, в связи с чем Национальный банк постоянно размещает собственные краткосрочные облигации, объем которых в обороте в настоящее время составляет 200-300 млрд. BYR.

Чтобы убрать с рынка "лишние" деньги в случае резкого увеличения государственных расходов, Нацбанку пришлось бы увеличить объемы размещения КО примерно на порядок, что чревато возникновением нестабильности рынка межбанковских кредитов, так как объемы операций на нем значительно возросли бы. Конечно, мог бы значительно увеличить объем размещения государственных ценных бумаг и Минфин, но для него это не имеет смысла, потому что бюджет и так профицитный.

В настоящее время Национальный банк, предвидя возможность возникновения проблем на финансовом рынке Беларуси в конце года, пытается принять превентивные меры. Как сообщил 21 ноября первый заместитель председателя правления Национального банка Павел Каллаур, банк рассчитывает на то, что, как и в прошлые годы, ему удастся найти понимание у правительства и Министерства финансов и провести заключительные бюджетные расходы в январе 2008 года. Это может позволить, по мнению П. Каллаура, уложиться в верхнюю границу годового прогноза инфляции, равную 8%.

Что предпримет правительство, пока неизвестно. В любом случае конец текущего года на финансовом рынке Беларуси обещает быть интересным.

В принципе, проблема роста бюджетных расходов и возникновения у правительства некоторых резервов в Беларуси возникает не первый раз. В частности, и в конце прошлого года правительство увеличило расходы и снизило остатки на своих депозитах в Нацбанке (см. графики 2, 3).

Однако в текущем году накопленные ресурсы государства намного превышают обычный уровень, что делает проблему более острой. Так, величина чистого кредита правительству со стороны Нацбанка и коммерческих банков на 1 ноября 2007 года достигла минус 4 трлн. против минус 0,9 трлн. BYR на аналогичную дату 2006 года.

Белорусский рынок.
Участники финансового рынка Беларуси представили свои новые продукты   Услугами, вызвавшими наибольший интерес у посетителей стенда ОА...
Белорусский рынок.
На первом месте — индивидуальные предприниматели Cегодня Белгазпромбанку принадлежит примерно 2/3 всех выданных в Беларуси микрокредит...
Европейский банк реконструкции и развития выделит Белгазпромбанку кредит в размере 5 млн. USD для финансирования малого и среднего бизнеса. ...
Белорусский рынок.
Проблемы на зарубежных рынках капитала привели к увеличению процентов по валютным кредитам в Беларуси. Началом кризиса ликвидности на ми...
Белорусский рынок.
По предварительным данным Национального банка, на внутреннем валютном рынке Беларуси за 7 месяцев текущего года предложение валюты превыс...
В Беларуси появилась группа из пяти банков, контролируемых российским капиталом, финансовые показатели которой находятся на уровне показ...
Белорусский рынок.
Стабильность белорусского рубля зависит от развития экономики Китая Привязка белорусского рубля к доллару в ближайшие годы благоприятна...
Белорусский рынок.
На уплату долга "Газпрому" Беларусь потратила почти 0,5 млрд. USD Восстановить золотовалютные резервы, из которых 460 млн. USD было использов...
Белорусский рынок.
Успехи Белгазпромбанка признаны на республиканском уровне Центральный офис ОАО "Белгазпромбанк" занял первое место в республиканско...
Поддержка клиентов
Операторами телефонной связи может взиматься оплата за звонок в соответствии с тарифами.
Напишите нам:
Банк в твоем смартфоне:
appstore
g-play

Пожалуйста, представьтесь в чате

Логотип компании
Назад
Назад