ОАО «Белгазпромбанк» продолжает расширять свою корпоративную коллекцию, формируемую в рамках проекта «Арт-Беларусь». У частного российского коллекционера приобретена работа нашего прославленного соотечественника Валентия Ваньковича «Портрет поэта Томаша Зана».
Это единственная картина художника, которая в настоящее время возвращена на свою историческую Родину.
В нашей стране действуют «Дом-музей Ваньковичей», а также недавно отреставрированная бывшая усадьба рода Ваньковичей. Тем не менее, в Беларуси, где талантливый художник создал большую часть своего творческого наследия, до настоящего времени не было ни одной подлинной картины мастера, так как многое было вывезено в другие страны или утеряно.
Эксперты Государственного Русского музея, исследовавшие картину на предмет ее подлинности и принадлежности кисти Ваньковича, отметили большую художественную и историческую ценность портрета. Появление этой работы в коллекции Белгазпромбанка имеет особое значение еще и потому, что из множества созданных художником произведений лишь небольшая их часть сохранилась в музеях и частных собраниях Великобритании, Франции, Италии, Польши, Литвы, России. Теперь и в Беларуси можно будет увидеть оригинал работы художника. Кроме того, это единственный известный ныне живописный портрет Томаша Зана.
Новое поступление в корпоративную коллекцию банка будет представлено широкой аудитории во время проведения выставки «Десять веков искусства Беларуси», которая откроется в Минске в марте 2014 года.
«Портрет поэта Томаша Зана» |
Для справки:
Валентий Ванькович (1800-1842), один из самых известных белорусских художников Х1Х века, родился в имении Калюжицы Игуменского уезда Минской губернии (теперь Березинский р-н Минской области), учился в Полоцком иезуитском коллегиуме (где получил начальное художественное образование), затем на факультете вольных наук Полоцкой академии. Занятия живописью были продолжены на художественном факультете Виленского университета у Яна Дамеля и Яна Рустема и в Петербургской Академии художеств у академика Алексея Егорова. Благодаря таким работам, как «Подвиг молодого киевлянина во время осады Киева печенегами в 968 году», «Мицкевич на скале Аюдаг», художник получил признание как яркий представитель романтизма в живописи. Тем не менее, Ванькович более известен как портретист. Ему позировали А.Пушкин, В.Жуковский, П.Вяземский, А.Одинец, пианистка М.Шимановская.
Валентий Ванькович изображал на портретах, как правило, родственников и друзей. Приняв во внимание эту особенность творчества художника, а также целый ряд других факторов, известный петербургский литературовед, доктор филологических наук, кандидат искусствоведения Вадим Старк пришел к выводу о том, что на картине, которая ранее именовалась «Мужской портрет с книгой» и приписывалась кисти Александра Варнека, изображен поэт- романтик Томаш Зан ( 1796-1851).
Томаш Зан родился в д.Мясота Ошмянского уезда Виленской губернии (теперь Молодечненский р-н Минской области). Он был земляком и другом Валентия Ваньковича по Виленскому университету. Поэт, литературовед, кандидат философии, доктор математики (в 21 год) он был одним из руководителей тайного патриотического просветительского объединения студентов — «Общества филоматов» в Виленском университете, за что был арестован и в 1824 году сослан в Оренбург. Там он принимал активное участие в жизни края, собрал коллекцию минералов, участвовал как ассистент-метеоролог в исследованиях академика А.Гумбольдта, ездил в экспедиции по Киргизии и Уралу. После окончания срока 13-летней ссылки и разрешения проживать в центральных российских губерниях Томаш Зан поступил на службу в Горную техническую школу в Петербурге на должность библиотекаря. По мнению В.П.Старка, именно тогда В.Ванькович написал портрет своего приятеля. В 1841 г. Зан вернулся на родину в Вильно, где работал в Корпусе горных инженеров. В последние годы, занимаясь сельским хозяйством в купленном для него друзьями в складчину имении Кохачин в Сенненском уезде на Витебщине, продолжал литературную деятельность, изучал фольклор.
Томаш Зан почти на десять лет пережил своего друга-художника, который в 1841г. уехал в Париж, где вскоре умер от тяжелой болезни.