image description

Белгазпромбанк приобрел «Портрет Томаша Зана» кисти Валентия Ваньковича

Пресс-служба.

ОАО «Белгазпромбанк» продолжает расширять свою корпоративную коллекцию, формируемую в рамках проекта «Арт-Беларусь». У частного российского коллекционера приобретена работа нашего прославленного соотечественника Валентия Ваньковича «Портрет поэта Томаша Зана».

Белгазпромбанк приобрел «Портрет Томаша Зана» кисти Валентия Ваньковича

Это единственная картина художника, которая в настоящее время возвращена на свою историческую Родину.

В нашей стране действуют «Дом-музей Ваньковичей», а также недавно отреставрированная бывшая усадьба рода Ваньковичей. Тем не менее, в Беларуси, где талантливый художник создал большую часть своего творческого наследия, до настоящего времени не было ни одной подлинной картины мастера, так как многое было вывезено в другие страны или утеряно.

Эксперты Государственного Русского музея, исследовавшие картину на предмет ее подлинности и принадлежности кисти Ваньковича, отметили большую художественную и историческую ценность портрета. Появление этой работы в коллекции Белгазпромбанка имеет особое значение еще и потому, что из множества созданных художником произведений лишь небольшая их часть сохранилась в музеях и частных собраниях Великобритании, Франции, Италии, Польши, Литвы, России. Теперь и в Беларуси можно будет увидеть оригинал работы художника. Кроме того, это единственный известный ныне живописный портрет Томаша Зана.

Новое поступление в корпоративную коллекцию банка будет представлено широкой аудитории во время проведения выставки «Десять веков искусства Беларуси», которая откроется в Минске в марте 2014 года.

«Портрет поэта Томаша Зана»

 

Для справки:

Валентий Ванькович (1800-1842), один из самых известных белорусских художников Х1Х века, родился в имении Калюжицы Игуменского уезда Минской губернии (теперь Березинский р-н Минской области), учился в Полоцком иезуитском коллегиуме (где получил начальное художественное образование), затем на факультете вольных наук Полоцкой академии. Занятия живописью были продолжены на художественном факультете Виленского университета у Яна Дамеля и Яна Рустема и в Петербургской Академии художеств у академика Алексея Егорова. Благодаря таким работам, как «Подвиг молодого киевлянина во время осады Киева печенегами в 968 году», «Мицкевич на скале Аюдаг», художник получил признание как яркий представитель романтизма в живописи. Тем не менее, Ванькович более известен как портретист. Ему позировали А.Пушкин, В.Жуковский, П.Вяземский, А.Одинец, пианистка М.Шимановская.

Валентий Ванькович изображал на портретах, как правило, родственников и друзей. Приняв во внимание эту особенность творчества художника, а также целый ряд других факторов, известный петербургский литературовед, доктор филологических наук, кандидат искусствоведения Вадим Старк пришел к выводу о том, что на картине, которая ранее именовалась «Мужской портрет с книгой» и приписывалась кисти Александра Варнека, изображен поэт- романтик Томаш Зан ( 1796-1851).

Томаш Зан родился в д.Мясота Ошмянского уезда Виленской губернии (теперь Молодечненский р-н Минской области). Он был земляком и другом Валентия Ваньковича по Виленскому университету. Поэт, литературовед, кандидат философии, доктор математики (в 21 год) он был одним из руководителей тайного патриотического просветительского объединения студентов — «Общества филоматов» в Виленском университете, за что был арестован и в 1824 году сослан в Оренбург. Там он принимал активное участие в жизни края, собрал коллекцию минералов, участвовал как ассистент-метеоролог в исследованиях академика А.Гумбольдта, ездил в экспедиции по Киргизии и Уралу. После окончания срока 13-летней ссылки и разрешения проживать в центральных российских губерниях Томаш Зан поступил на службу в Горную техническую школу в Петербурге на должность библиотекаря. По мнению В.П.Старка, именно тогда В.Ванькович написал портрет своего приятеля. В 1841 г. Зан вернулся на родину в Вильно, где работал в Корпусе горных инженеров. В последние годы, занимаясь сельским хозяйством в купленном для него друзьями в складчину имении Кохачин в Сенненском уезде на Витебщине, продолжал литературную деятельность, изучал фольклор.

Томаш Зан почти на десять лет пережил своего друга-художника, который в 1841г. уехал в Париж, где вскоре умер от тяжелой болезни.

Шагал в театре
Пресс-служба.

Не только Марк Шагал, но и другие художники Парижской школы побывали на днях… в театре. Всего на один вечер «заглянули» они в отреставрированное здание Национального академического театра имени Янки Купалы: здесь была представлена значительная часть коллекции «Художники парижской школы из Беларуси», которую формирует ОАО «Белгазпромбанк».

«БелгазпромАрт»: сохранить для world wide web…
Пресс-служба.

«Автофокус объектива айфона «навел резкость» на желтый диск луны – самый яркий объект полотна, затвор щелкнул. Еще пару секунд и новая, казалось, даже пахнущая краской картина, на которой с виду простоватые, но такие романтичные лунатики готовились бродить по витебскому синему ночному небу, уже «смотрела» на Марка с экрана ноутбука.

«Парижская школа» переходит в виртуальное пространство
Пресс-служба.

В Художественном музее Витебска завершила работу выставка «Художники Парижской школы из Беларуси. Из корпоративной коллекции Белгазпромбанка, музейных и частных собраний». За время пребывания арт-проекта в городе над Двиной его посетили около 2,5 тысяч человек.

Коллекцию Белгазпромбанка украсят четыре работы Шагала и Сутина
Пресс-служба.

Удачно сложились недавние торги современного искусства на нью-йоркском аукционе «Сотбис» для Белгазпромбанка, который приобрел четыре ценных лота. Художественную коллекцию банка в ближайшее время пополнят картины Марка Шагала и Хаима Сутина, созданные в период расцвета этих художников.

Глава «Газпрома» по достоинству оценил арт-проект Белгазпромбанка
Пресс-служба.

Председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер посетил выставку «Художники Парижской школы из Беларуси. Из коллекции Белгазпромбанка, музейных и частных собраний». Визит состоялся в рамках корпоративного фестиваля самодеятельных творческих коллективов и исполнителей ОАО «Газпром» «Факел», который в эти дни проходит в Витебске.

«Парижская школа»: Шагал и Глюкман возвращаются на малую родину
Пресс-служба.

Витебский художественный музей стал гостеприимным пристанищем для арт-проекта «Художники Парижской школы из Беларуси. Из коллекции Белгазпромбанка, музейных и частных собраний». С 7 мая до 30 июля жители и гости города над Двиной получат возможность своими глазами увидеть картины художников – выходцев из Беларуси, чьи работы вернулись в нашу страну спустя 100 лет.

В атмосфере Сутина
Пресс-служба.

Настоящее искусство вечно и продолжает вдохновлять новые поколения творцов. Серия мероприятий «Хаим Сутин во времени и пространстве», посвященная 120-летию со дня рождения знаменитого художника, состоялась на его малой родине, в Смиловичах.

Национальное турне «Парижской школы»
Пресс-служба.

Выставка «Художники Парижской школы из Беларуси» меняет свое место прописки. 14 января завершилась ее экспозиция в Национальном художественном музее Республики Беларусь.

Арт-проект? Событие!
Пресс-служба.
«Событием года» назван арт-проект «Художники Парижской школы из Беларуси», открытый 21 сентября 2012 года в Национальном художественном музее Республики Беларусь.
Поддержка клиентов
Логотип компании
Назад
Назад